Грудной ребенок плавает под водой. Учимся нырять вместе. Этапы обучения плаванию на занятиях

Эта статья предназначена для тех людей, которые хотят научить своих детей сначала плавать, а уже потом ходить. Конечно мы понимаем, что такое желание есть далеко не у всех молодых родителей, однако вопрос этот интересует очень многих людей. Итак, как научить грудничка плавать и нужно ли это делать, вы узнаете, дочитав этот материал до конца.

О пользе водных процедур для ребенка

Физические тренировки в воде для малышей являются не только очень приятным занятиям, но и чрезвычайно полезным. Конечно добиться того, что бы годовалый младенец смог самостоятельно плавать дело очень непростое, но исполнимое. Уже одно то, что ребёнок в воде может выполнять те движения, которые никогда не сможет сделать в обычных условиях, является для развития его мышц колоссальным плюсом. Кроме того, сам факт нахождения в воде и возможность там совершать ранее не изведанные движения, доставляют малышу огромную радость. Плюс к тому при многократном и кратковременном погружения ребёнка под воду, его мозг испытывает недолгое кислородное голодание, что при соблюдении определённой методики является мощным общеукрепляющим фактором. Поэтому знания о том как научить грудничка нырять, молодым родителям не будут лишними.

Нужно понять, что эти процедуры не являются именно обучением ребёнка плаванию как таковому, а просто приучают его комфортно чувствовать себя в воде и конечно же её не бояться.

Порядок обучения ребёнка плаванию

Все дети по-разному реагируют на воду, поэтому методика как научить новорожденного нырять и плавать в каждом случае требует к себе индивидуального подхода. Между прочим некоторые дети вообще не любят находиться в воде и капризничают даже тогда, когда мама их купает. В такой ситуации родители должны постепенно приучить малыша к воде и сделать всё возможное для того, чтобы пребывание в воде ему доставляло радость. Самым же эффективным способом для этого является игра с ним в воде. Когда вы заметите, что ваш малыш полюбил воду, то можно подумать и о том, как научить ребенка нырять и плавать. Делается это по-этапно и пока ребёнок не освоил все положенные приёмы, к следующему этапу обучения переходить не стоит.

Первый этап.

На первоначальном этапе обучения родители должны приучить ребёнка к воде и сами научится правильно в ней его поддерживать.

  1. Поддержка под подбородок

Этот способ является самым главным в тренировке ребёнка. Малыш должен лежать в воде животиком вниз. Вы должны расположить свою ладонь под подбородком ребёнка таким образом, чтобы он опирался на безымянный палец вашей руки. Мизинец нужно при этом расположить так, чтобы он не прикасался к горлу малыша. Его можно просто отвести в сторону или завести за безымянный палец. Указательный и средний пальцы нужно слегка раздвинуть, чуточку согнуть и расположить их перед лицом юного пловца. Таким образом эти два пальца будут скользить по поверхности воды и тем самым как бы контролировант положение головки ребёночка.

Держите головку малыша так, чтобы он смотрел вперёд, а сама головка была слегка приподнята. При этом голова должна быть расположена ровно по направлению движения тела, а подбородок должен касаться поверхности воды. Второй рукой нужно поддерживать ребёночка за дальний от вас бочок. Для этого нужно четыре пальца ладони завести малышу под грудь, а большой палец для подстраховки удерживать на его плече.

  1. Поддержка под грудь

Ребёнка нужно грудью положить на свою ладонь так, чтобы большой палец оказался сверху плеча, а остальные пальцы находились на дальнем от вас бочке ребёнка. Таким образом головка малыша будет лежать на вашем предплечье. Далее следует погрузить ребёнка в воду таким образом, что бы его голова и спинка оказались бы на поверхности. На первых порах второй рукой нужно придерживать грудничка под животик, а по мере того как малыш перестанет бояться, вторую руку можно будет и вовсе освободить.

Это является самым естественным положением пловца в воде. Оно способствует скорейшему привыканию младенца к таким процедурам. В дальнейшем же это положение можно использовать как средство для отдыха ребёнка в воде. Во время плавания малыша нужно немного покачивать, слегка придавливая ему животик. Таким образом, если ему в желудочек попадёт воздух или вода, он быстро их срыгнёт.

  1. Поддержка под головку

Ребёночка нужно расположить в воде лицом вверх. Ладонь одной руки при этом разместить под его затылком, а вторую ладонь под спинкой. Всё тело малыша, кроме лица, должно находиться под водой. Обычно такое положение детям не нравится, поэтому не нужно подолгу таким способом поддерживать ребёнка в воде. Однако кратковременно это делать стоит.

Конечно же приучая малыша к воде, вы можете использовать и другие ухваты, например под мышки или за ручки. Правда такие ухваты являются чисто игровыми вариантами, а не обучающими нырянию и плаванию.

В сущности первый этап заключается в том, чтобы ребёночек привык к движениям в воде, а вы научились ловко поддерживать его тело.

Когда вы используете ухват «под грудь», нужно плавно покачивая малыша, перемещать его вперёт и назад по поверхности воды. При этом следует научиться покачивать его таким образом, что бы качки совпадали с ритмом дыхания ребёнка. Для этого наклонитесь поближе к ребёночку и прислушайтесь к тому, с какой частотой он делает вдохи и выдохи. Когда вы используете приём поддержки «под голову», то стоит перемещать малыша вплоть до того, когда он ножками упрётся в торцевую стенку ванны. Таким образом на уровне рефлексов он начнёт учиться отталкиваться. Если вы удерживаете малыша «под подбородок», то стоит перемещать его тело в воде по траектории цифры восемь. На первом этапе обучения нужно избегать любых резких движений. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы малыш испугался. Когда вы поймёте, что ребёнок вполне освоился в воде, то можно переходить ко второму этапу того как научить нырять грудничка и плавать.

Второй этап

Целью второго этапа является научить ребёнка задерживать дыхание при погружении его лица под воду. Такое мероприятие нужно проводить обеим родителям одновременно. К примеру папа поддерживает малыша под подбородок и перемещает пловца по траектории восьмёрки. Мама в это время в одной и той же точке восьмёрки должна поливать воду на головку ребёнка таким образом, чтобы она стекала по его лицу, препятствуя дыханию. Мама должна при этом быть очень внимательной. Лить воду нужно только в момент начала выдоха малыша. В такой ситуации малыш рефлекторно будет задерживать своё дыхание. Если при первых таких приёмах ребёнок заплакал или стал судорожно дышать, то нужно несколько раз проплавать по восьмёрке без поливания головки водой. Когда малыш успокоиться, то можно возобновить процедуру. Главное при этом добиться чёткой ритмичности всех действий.

Случается так, что ребёнок долго не может освоить задержку дыхания или же делает это слишком кратковременно. В этом случае нужно попробовать поливать ему на голову воду, температура которой на три - четыре градуса ниже чем температура воды в ванне.

Когда вы научитесь точно чувствовать ритм дыхания ребёнка, а сам ребёнок научится чётко задерживать своё дыхание при попадания воды на лицо, можно приступать к следующему этапу обучения.

Третий этап

На этом этапе ребёнок учится задерживать своё дыхание, когда он полностью погружён в воду. Для начала головку малыша нужно поливать струёй воды из душа. При этом внимательно следить за тем, прервал ли он своё дыхание именно в тот самый момент, когда вода попала ему на личико. Когда вы убедитесь в том, что ребёнок возобновляет своё дыхание только после того, как вода полностью стечёт с его лица, можно приступать к погружениям в воду. Первые погружения должны быть очень короткими и не частыми. Со временем упражнение нужно немного усложнить. Для этого на определённой точке нашей восьмёрки нужно полностью погрузить малыша под воду и при этом не прекращать движения. Длительность нахождения под водой должна быть порядка двух - трёх секунд. Частота таких погружений должна быть такой, что бы во время пауз ребёнок полностью успевал восстанавливать своё обычное ровное дыхание. Но при этом нужно всегда погружать его в воду в одном и том же месте восьмёрки. После того как ваш малыш будет вполне нормально совершать несколько десятков таких вот ритмичных погружений, можно идти дальше по пути обучения грудничка плаванию и нырянию.

Четвёртый этап

Целью этого этапа является обучение малыша задерживать дыхание без предварительного поливания его головы водой. Для этого нужно поддерживать ребёночка под подбородок и в процессе перемещения по воде слегка покачивать. Как только он вдохнёт воздух, нужно немедленно погрузить его на короткое время под воду. Когда дыхание малыша придёт в норму, это нужно будет повторить снова. После того, как такие разовые погружения будут полностью освоены, можно переходить к серийным ритмичным погружениям. При этом после каждого погружения нужно следить за тем чтобы ребёнок обязательно сделал выдох и вдох. После вдоха его нужно опять погружать в воду. Количество таких погружений нужно устанавливать самим. При этом ни в коем случае не делать это, если малыш устал или ему это просто уже надоело. Таким образом ребёнок полюбит эти ныряния и за одну тренировку их может быть не один десяток.

Очень важно следить за температурой воды в ванне. Она должна быть не выше 32–34°С. Если вода будет теплее, то малыш просто расслабится и не захочет выполнять упражнения. После завершении тренировки, воду можно немного сделать потеплее, для того чтобы ребёнок расслабился в ней и немного отдохнул.

Ни в коем случае нельзя доводить тренировки до того, когда малыш начинает уставать. Заметить это достаточно просто. Если малыш после погружения делает не резкий, а плавный выдох, это первый признак его усталости. Погружения нужно немедленно прекратить. Ни в коем случае не продолжайте тренировки если у ребёночка появилась синева губ. Если вы будете правильно исполнять все выше изложенные советы, то процесс обучения будет и для вас и для вашего малыша лишь блаженством и наслаждением.

Многие родители плотно занимаются развитием своего малыша, в том числе начинают обучать новорожденного раннему плаванию с нуля. Возникает множество закономерных вопросов: насколько это целесообразно, в чем польза, не рано ли и не опасно ли для здоровья и жизни крошки? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Когда начинать учить детей плавать?

Татьяна Елизарова, детский тренер по плаванию, рассказывает, что никаких ограничений по возрасту для обучения плаванию у детишек нет. От нуля до года можно использовать домашнюю ванну, а с года приходить в бассейн.

Единственное, что советуют педиатры, - дождаться пока заживет пуповина, и только потом начинать купания. То есть через 15-20 дней после рождения. К этому времени кроха подрастет, прибавит в весе, адаптируется к новой действительности. А еще не забудутся, малыш легко вспомнит свое умение и воспользуется им.

Нельзя учить детишек плаванию время от времени, занятия должны быть регулярными. Повторяемые движения посылают сигналы в кору головного мозга, что активизирует появление новых нервных связей. Новые связи влияют на двигательные, дыхательные, другие функции. Это регулирует и ускоряет слаженность всех функций организма.

Профессиональные детские инструкторы по плаванию и педиатры уверены, что учить детей плавать можно буквально с рождения

Врожденные инстинкты

Плавательный рефлекс

До рождения целых девять месяцев кроха плавал, нырял и развивался в жидкой среде. То есть, рождаясь, ребенок номинально умеет плавать. Удельный вес его тельца невелик, поэтому у крохи природная плавучесть, вода легко держит ребенка. И если не поддержать плавательный рефлекс, не научить плавать младенца в первые недели и месяцы, то после трех месяцев он забудет свое умение.

Толчковый рефлекс

Еще одно важное умение младенца - толчковый рефлекс. Если малыш коснется ножками дна, под воздействием веса тела ножки сгибаются. Вот тут вступает в силу толчковый рефлекс: ножки разгибаются, отталкиваются от дна, кроха всплывает вверх.

Инстинкт самосохранения и рефлексы помогут крохе плавать и нырять с радостью для себя и родителей.

Чему учит тренер детей до года

Татьяна Елизарова объясняет, что с маленькими детьми до года это не совсем плавание. Опытный инструктор приучает их к воде, учит задерживать дыхание, и к 4-5 месяцам ребенок способен до 40 раз проныривать за один урок.

До рождения ребенок умел задерживать дыхание в жидкости, поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему не забыть это знание. Задерживая дыхание в воде, грудничок легко сможет нырять. Умение нырять и не дышать под водой - серьезный навык, доступный не каждому взрослому. Малыш не захлебнется, рефлекс заставит его задержать дыхание на несколько секунд. Рефлекторно сердечная мышца замедляет сокращения, большая часть крови подается в мозг и сердце. Это сохраняет кислород в легких и сосудах, позволяет юному ныряльщику дольше оставаться под водой.

Польза плавания

Древние говорили о невеже: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Поэтому античных воинов с младенчества бросали в воду для закаливания и обучения плаванию. Сейчас родители возят детей в бассейны, где начиная с 2-3 недель или с 1-2 месяцев новорожденных обучают плаванию. Однако многие все же задаются вопросом, нужно ли учить таких маленьких плаванию, опускать в воду, рискуя здоровьем, а может и жизнью крохи?

Детское плавание - это явление совсем не новое. Известно, что методики занятий с детьми раннего возраста получили развитие с 1939 года благодаря госпоже Тиммерман из Австралии. Сегодня мало кто сомневается, что ранние занятия в воде идут на пользу здоровью и физическому развитию малыша. Для грудного карапузика вода более привычна, чем воздух, поэтому в воде организм укрепляется, развивается, оздоравливается быстрее, чем на воздухе.

В воде кроха двигается, активно работает ручками и ножками, плавает, закладывает фундамент здорового организма. При плавании малыш развивается быстрее, чем лежа в кроватке. Быстро формируется дыхательная, сердечно-сосудистая, мышечная, опорно-двигательная, иммунная системы.

После купания и занятий плаванием малыш лучше кушает, чувствует себя спокойно, не капризничает. После водных процедур быстрее устанавливается режим дня и ночи, кроха спит спокойнее.

Цели освоения водной среды

Перед родителями всегда должны стоять цели, зачем они учат своего малыша плаванию. Цели следующие:

Дома в ванне

Дома малышу привычно, вокруг все знакомые, поэтому плавание в домашней ванне пройдет безболезненно для грудничка.

Для того, чтобы быстро научить плаванию малыша, говорите с ним негромко, ласково, с улыбкой. Мягко и осторожно поддерживайте его руками. На первых порах воспользуйтесь кругом или наденьте на кроху плавательный жилет.

Родительскую ванну необходимо тщательно вычистить и промыть сильной струей воды. Первоначальная температура воды, как при купании, равна температуре тела или 36-37°С. Постепенно, каждый месяц, снижайте температуру на 1 градус, пока не доведете до 34°С.

Подробную инструкцию желательно получить у доктора или инструктора по плаванию грудных детишек. Идеально - пригласить детского тренера по плаванию, специализирующемся на обучении именно грудничков с нуля. Но в целом инструкции сводятся к тому, что обучение начинается с плавания на спине, затем на животе, потом осваивается ныряние.

Учим плавать

  • На спинке кроха умеет плавать, нужно только помочь ему вспомнить умение. Одной рукой мама или папа поддерживает головку, второй попку. Так малыша медленно катают вдоль ванны. На первый раз можно этим ограничиться. В следующее плавание поддерживайте крошку только за головку. Руки под головой меняйте с интервалами, чтобы иногда малыш плыл самостоятельно. А через несколько недель (для некоторых малышей через несколько дней) он сможет плыть сам.
  • Когда малыш на животике, поддержите его под подбородок и под животик. Так же, как на спине, давайте ребенку возможность поплавать самостоятельно. Ваша задача ─ научить кроху держать головку над водой.


Обучение плаванию: мама держит ребенка одной рукой под животик, а другой - за подбородок. Можно делать с крохой «восьмерки» или просто возить его взад-вперед

Учим нырять

Следующая техника поможет вам научить малыша нырять.

1 этап
Начинаем упражнения перед умывальником. Громко произнесите: «Саша, ныряй!», подуйте в лицо крохи. Малыш задержит дыхание, а вы свободной рукой полейте на его головку и на личико водой. Ласково с улыбкой скажите ему, что он молодец. Обязательно хвалите малютку. Делайте это упражнение каждый раз, когда подносите малыша к умывальнику.

2 этап
Теперь все то же самое проделываем в ванной комнате. Опускаем малыша в ванночку или в ванну, дуем на личико, командуем: «Саша, ныряй!» и льем на его личико водичку.

3 этап
Увеличиваем количество воды. Теперь после того, как вы подули на кроху и скомандовали ему нырять, воду вы льете из большого стакана или ковша.

4 этап
Здесь может понадобиться 4 руки. Поливать малыша нужно в движении, постепенно увеличивая объем воды. Один родитель держит кроху за затылочек и подбородок, производя с ним «восьмерки» по ванне или просто водя его взад-вперед, а второй поливает на личико (после команды, естественно!).

5 этап
Пора опускать малыша на одну секунду в воду с полным погружением головы. Не забывайте перед погружением произносить: «Внимание, ныряем!».

6 этап
Увеличиваем пребывание малютки под водой. На этом этапе малыша уже можно отпустить одного в «свободное плавание» на несколько секунд.

Во время отдыха и в паузах между нырянием держать малыша необходимо вертикально за ребра.


Детский тренер должен быть квалифицированным, иметь опыт работы именно с детьми с нуля. Спрашивайте у него обязательно диплом! Обратите внимание, как тренер общается с детьми и на их реакцию на него

Радостное купание

Плавание для детишек до года - это закаливание, положительные эмоции, жизнерадостность, укрепление здоровья, общее развитие. Когда родители сумеют научить малыша держаться на воде и под водой, дышать и задерживать дыхание, двигать ручками и ножками, они увидят, как легко и свободно плавают детки.

Одно важное «но»: не начинайте занятия с ребенком, не будучи уверенными в своих силах. Не стоит окунать малыша, если вы не знаете, как точно нужно действовать; это может быть опасно. Желательно пригласить опытного специалиста, который все вам покажет и всему научит.

После появления малыша на свет пап и мам охватывает жгучее желание немедленно начать развивать ребенка. Но как? Он совсем крошечный и ничего не умеет...

Полезно со всех точек зрения

Плавание — удивительный вид спорта. Здесь задействованы почти все основные мышцы организма, а нагрузка на позвоночник (и, следовательно, опасность травмы) минимальна. Плавание развивает сердечно-сосудистую систему, повышает выносливость и оказывает благотворное влияние на дыхание: легкие расправляются, а их объем увеличивается. Большинство новорожденных обожают воду: они целых девять месяцев плескались в мамином животике, и поэтому в ванне им пока комфортнее, чем на суше.

Особенно полезна вода для недоношенных детей: тело в ней весит меньше, и малыши быстрее догоняют своих "сухопутных" сверстников, родившихся с нормальным весом.

Как рыбка в воде

Опыт показывает, что годовалый малыш, который умеет плавать, — это реально. Сначала дети учатся плавать под водой, затем понемногу начинают держаться на поверхности. Отсюда вывод: чтобы научить ребенка плавать, сначала его надо научить нырять. В большинстве случаев малыши относятся к этой идее без восторга, и от родителей требуются немалая настойчивость и терпение, чтобы кроха поняла: нырять — это здорово. Многие папы и мамы сомневаются, стоит ли овчинка выделки, то есть надо ли тратить время и нервы на то, чтобы научить ребенка плавать. Лет в пять и научится, как все нормальные дети! Попробуем взвесить "за" и "против".

Слово сторонникам раннего плавания. Вот их аргументы:

  • Плавание укрепляет здоровье, а умение задерживать дыхание под водой развивает легкие.
  • Раннее плавание — гарантия того, что ребенок не будет бояться воды и не утонет, если случайно упадет в воду. Статистика свидетельствует, что дети тонут (много детей!) каждый год, причем в 78 процентах случаев они захлебываются в мелких водоемах и даже обычных лужах, не умея задерживать дыхание.
  • После плавания дети крепко спят. Плавайте с ребенком и спите ночью спокойно!
  • Ныряние — хороший способ промыть нос и подлечить насморк.
  • Плавание с родителями в бассейне — отличный отдых для всей семьи.
  • Занимаясь плаванием, вы учитесь общаться с малышом и понимать сигналы, которые он вам подает.

Возражения противников раннего плавания:

  • Первый опыт ныряния часто заканчивается истошным воплем младенца и предынфарктным состоянием папы — мамы — бабушки. Не лучше ли поберечь нервы родителей и психику ребенка?
  • Если подросший малыш не боится воды, он вполне может проявить инициативу и попробовать при случае искупаться в пруду (естественно, без пригляда взрослых). Нужно ли говорить, чем чревата такая инициатива?
  • В более сознательном возрасте научить ребенка плавать много проще.
  • О каком доверии между ребенком и родителями может идти речь, если мама своими руками пускает кроху под воду? Справедливости ради отметим, что если первые трудности преодолены, ребенок спокойно относится к воде: он знает, что и там мамины руки рядом.
  • К полугодовалому возрасту малыша ванна становится маловата для плавания, а бассейн рядом с домом есть далеко не у всех.

Мама — лучший учитель

Все авторы методик раннего плавания сходятся в одном: лучше мамы учителя нет. Залог успеха — мамина уверенность. Если вы решили научить ребенка нырять, начинать надо после рождения: ведь к трем месяцам рефлекс задержки дыхания полностью исчезает. В идеале первый раз с малышом занимается инструктор, который показывает родителям, что и как делать. С полуторамесячного возраста можно ходить в специальный детский бассейн, где занимается "грудничковая группа". Такие бассейны сейчас появились в детских садах и поликлиниках Москвы. Там можно делать массу полезных упражнений, для которых ванна мала, а для подросших малышей бассейн — прекрасная возможность поплавать вволю.

Только смелым покоряются моря

Наши мамы и бабушки купали детей в специальных ванночках, с величайшими предосторожностями: как бы не простудить! А ведь малыши с удовольствием плещутся и в обычной, взрослой ванной, если дать им такую возможность. Начинать купаться можно тогда, когда заживет пупочная ранка. Стерильность в ванне совершенно не обязательна: достаточно просто хорошо вымыть ее перед купанием. Добавлять в воду марганцовку тоже нет необходимости, а вот если у малыша на коже раздражение, купание с отваром череды пойдет ему на пользу. Ванны с морской солью традиционно используются для лечения детей с нарушениями нервной системы. Действуют такие ванны возбуждающе, поэтому их не рекомендуется проводить перед сном.

Вода не должна быть слишком теплой: в холодной воде дети двигаются активно, а в тепле засыпают. Не бойтесь держать дверь открытой — ребенок простужается не столько из-за холода, сколько из-за смены температур (именно этот эффект вы получите, если перенесете малыша из нагретой ванной в прохладную комнату). Многие родители опасаются, что вода попадет в ушки, и вставляют туда на время купания вату. Это совершенно излишне — вода не может вызвать заболевания среднего уха.

Как долго плавать в ванной? Смотрите на малыша: кто-то готов купаться несколько минут, а кого-то из ванной без скандала не вытащишь. Если ваш малыш — активный купальщик, пусть течет непрерывно тонкая струйка теплой воды, чтобы ванна не остывала. Обливание холодной водой после купания — великолепный способ закалить малыша; его можно использовать с первых дней жизни.

Купаются все

Малыша погружают в воду сразу. Если мама разговаривает с ним и объясняет, что происходит, кроха чувствует себя увереннее. Слов он, конечно, не поймет, зато мамины доброжелательные интонации дойдут до него непременно. Одни дети любят купаться на животике, другие — на спинке. Начните процедуру с того, что малышу больше нравится. При купании на животе правой рукой поддерживайте головку под подбородок, а левую руку положите на затылочек. Большим пальцем правой руки можно прикрыть ему ротик, к тому же многие малыши с удовольствием грызут мамину руку — это прибавляет им храбрости. В таком положении ребенка "водят" по ванной вперед и назад и восьмерками.

Темп движений подбирайте индивидуально: некоторые малыши обожают крутые виражи и волны, когда ванна почти "выходит из берегов", другие предпочитают двигаться медленно. Подведите ребенка близко к бортику: почувствовав под ногами опору, он оттолкнется и поплывет на другой конец почти самостоятельно. Когда кроха плавает на спине, одной рукой поддерживайте головку, а другой — попку. Многим детям очень нравятся повороты со спины на животик и обратно. Плавать можно и в вертикальном положении — в позе "лягушки". При этом одной рукой вы поддерживаете малыша под грудку, а другой прижимаете согнутые ножки к животику. Эта поза напоминает то положение, в котором малыш был в утробе матери, дети очень любят ее.

Самый ответственный момент — ныряние. При слове "ныряем" ребенку нежно дуют в лицо или плещут на него водичкой. Как правило, в этот момент малыш крепко закрывает глазки и задерживает дыхание. Затем можно ненадолго окунуть его головку в воду. Когда ребенок освоился с нырянием и может задерживать дыхание на несколько секунд, можно попробовать отпустить его в свободное плавание (ненадолго!). Детям это очень нравится. Со временем кроха научится проплывать под водой всю ванну.

В бассейне можно ловить плавающую игрушку, нырять вместе с мамой и петь "Баба сеяла горох", а также плавать у мамы или у папы на груди и животе. У подросших чемпионов бурю восторга вызывают прыжки с бортика в воду.

Если дома что-то вдруг разладилось с купанием (нырянием, плаванием), поход в детский бассейн и консультация опытного инструктора все поставят на место.

Есть специальные приспособления для купания грудничков — нарукавники, "чепчик русалки", манжеты на ноги, ласты. Как и что использовать, вам покажет инструктор. Но в одном специалисты единодушны: не давайте ребенку надувной круг. Это изначально формирует неправильное положение тела и вредит дальнейшему обучению.

Капитан, капитан, улыбнитесь!

Как правило, груднички обожают воду. Но когда дело доходит до ныряния, может начаться рев. После двух-трех попыток при одной мысли о нырянии родители приходят в ужас и ставят крест на этой затее. Вот несколько идей, как превратить ныряние в удовольствие.

  • Водите ребенка по ванной в одном темпе, потом (буквально на секунду) окуните его головку в воду и, как ни в чем не бывало, продолжайте движение.
  • Напевайте песенку или рассказывайте стишок, причем интонации и темп не меняйте: малыш должен слышать ровный мамин голос и под водой, и после выныривания.
  • Купайтесь вместе! Ничто не успокаивает так, как мама, если она сама расслаблена и спокойна.
  • Кормите в воде. Дети под водой открывают глаза, и если малыш увидит прямо перед собой мамину грудь, он доплывет до нее во что бы то ни стало, можете не сомневаться! А наградой будет дивное мамино молоко, которое кроха получит, когда вынырнет.
  • Звук льющейся воды волшебным образом действует на детей, поэтому не завертывайте кран: журчание успокаивает маленького пловца.
  • Заметьте, какие движения нравятся ребенку больше, и переходите к ним сразу после выныривания. Это могут быть прыжки в вертикальном положении или поза "лягушки".
  • Сделайте ванную привлекательной: развесьте под потолком яркие игрушки и разноцветные воздушные шарики — это неплохой способ отвлечь ребенка.
  • Обязательно найдите способ успокоить маленького в ванне. Покидать ее он должен без слез, иначе у него разовьется стойкая боязнь воды.

И еще: купание не должно быть обязанностью. Не надо заниматься плаванием и нырянием только потому, что это модно и соседский мальчик умеет нырять. Если у вас к этому не лежит душа, и малыш не получит от воды никакого удовольствия.

Личный опыт

Я безумно люблю плавать. И когда родился ребенок, я решила, что плавание — то, что нам надо. С самого начала я видела, что малышу нравится купаться: в воде он сразу успокаивался. А вот нырял он, прямо скажем, без восторга. Мы начали ходить в бассейн. И после первого же занятия малыш изменил свое отношение к нырянию: при слове "ныряем" он расплывался в улыбке и, выныривая, заливался смехом. При виде ванны или бассейна он нетерпеливо махал ручками-ножками, всем видом говоря: "Быстрее в воду!"

Когда мой маленький начал сидеть, мы быстро освоили прыжки с бортика, а к годовалому возрасту плескались всей семьей в большом бассейне с морской водой. Малыш уверенно плавал под водой от мамы к папе и обратно, и все получали огромное удовольствие.

Подруга тоже решила заниматься с ребенком плаванием, но малыш реагировал на ныряние истошными воплями. Мама решила не мучить ребенка. Да, ее совершенно здоровый трехлетний ребенок не умеет плавать, но не думаю, что он от этого сильно страдает. Не сомневаюсь — они нашли другие способы сделать общение гармоничным и радостным.

Статья предоставлена журналом "Семейный доктор"

Обсуждение

Вы знаете у нас тоже такая проблема была,но потом потихонечку стала прохдить начали травки успокаивающие добавлять,экстраткты,игрушки, хохать вместе сним)))и вы занете до сих поро все также делаем и ттт все хорошо!! а вы что пробовали??

Ответ на
_____________________________

Renat Khamitov 13.9.2008
_____________________________

Таких детей "Положить на воду" не возможно, а значит плавать технически правильно не научишь. - подробнее см. Вопрос №7 тут: http://swim7.narod.ru/pam.html

12.10.2008 15:15:59, Щербакова Ю.М.

Но в одном специалисты единодушны: не давайте ребенку надувной круг....
Скажите пож-та, а почему нельзя давать надувной круг? Наша дочь с 4,5 месяца плавает с кругом на шее. Нам это чем-то грозит?

13.09.2008 11:52:32, Renat Khamitov

Сынок родился доношеныи, но рано,неделю пока он отьедался я плакала глядя на его худосочность и синеватые пяточки(учитывая что из род дома выписывают через сутки)И вомне засел страх застудить его,искупать его,он не успевал пискнуть я уже была возле него.С двух недель я его только начала купать. Но потом прочитала несколько статеи о плавании(к сожалению у нас плавание не практикуют)и мы начали с сынулеи плавать в ваннои с трех недель,сначало было страшновато,как правильно потдерживать,боялась упустить его в воду.Сеичас мы оба получаем удовольствие от занятии,Малои потому что ему нравится плавать а я потому что мне нравится смотреть, как ему нравится плавать.Это второи мои ребенок и я могу сравнивать развитие старшенькои и младшего.физическое развитие у младшего в 2 месяца опережает порядка 2х недель при том что мы не бьем рекорды,просто любительски бултыхаемся.Очень жаль что я не интересовалась плаванием грудничков при первых родах,один восторг в детских глазах когда ребенок понимает что идет плавать,многого стоит.

23.02.2008 15:23:59, Cибель

В последние годы грудничковое плавание пользуется большой популярностью. Родители доверяют ребенка умелым рукам тренера в бассейне или с энтузиазмом сами обучают его плавать в ванне. Занятия с новорожденным малышом в воде не только являются увлекательной и модной процедурой, но также приносят огромную пользу развивающемуся организму новорожденного.

Многие мамы и папы удивляются тому факту, что их кроха прекрасно себя чувствует в водной среде, барахтается и гребет ручками и ножками с большим удовольствием. На самом деле ничего странного в таком поведении младенца нет, ведь на протяжении целых девяти месяцев он пребывал в амниотической жидкости в маминой утробе. Родившись, ребенок еще примерно три месяца умеет задерживать дыхание под водой, но постепенно этот инстинктивный навык теряется.

Если вы знаете о пользе грудничкового плавания и хотели бы научить ребенка плавать в ванной, то видео в конце данной статьи поможет вам в достижении цели. Если же вы впервые попали на данную статью, то рекомендуем Вам ознакомиться, почему грудничковое плавание так полезно для малышей. Также статью хотелось бы начать с тизерного видео, чтобы дать представление, что же такое грудничковое плавание в действии.

Грудничковое плавание — Оля 6 месяцев

С чего началась история грудничкового плавания

В середине 60-х годов прошлого столетия, у обычного инструктора по плаванию, для которого вода была родной стихией, родилась недоношенная дочь. Поскольку Игорь Борисович остался наедине со своей проблемой, первая мысль, которая пришла ему в голову – разместить ребенка в ванной с водой, чтобы создать телу условия гравитации, пока не наступит момент адаптации к новым условиям. Для того, чтобы выжить в новых условиях, организму малышки нужны были силы, которых у нее на тот момент не хватало. И вот что произошло. Организм, постоянно находясь в воде, использовал все ресурсы на построение необходимых тканей. И спустя три месяца, девочка стала опережать в развитии новорожденных детей, которые родились в срок. Причем она опережала не только в физическом плане, но и на интеллектуальном уровне. Девочка спокойно погружалась на глубину нескольких метров в бассейне, предназначенном для взрослых, а к 11 годам, стала чемпионкой страны по плаванию.

Простой, безопасный и эффективный метод был настолько необычным, что мигом распространился по всему миру. Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране его признали опасным и разрешения на внедрение в практику он не получил. А вот в странах дальнего зарубежья серьезно заинтересовались данной методикой, и подошли к вопросу о развитии детей в водной среде, со всей серьезностью. Стали открываться специальные институты для исследования развития детей в воде и практиковать грудничковое плавание. А потом начали открываться и школы в странах Европы, Америке и городах Японии.

Увидев подобный успех метода, наше министерство по здравоохранению к концу 70-х позволило проводить грудничковое плавание и в нашей стране. А совсем скоро в детских лечебных центрах, стали открываться оздоровительные курсы водного плавания.

Председатель федерации по плаванию, медик по профессии – Захарий Фирсов оказал огромную помощь в воплощении грудничкового плавания в жизнь, выпустив книжное издание о детском плавании под названием «Плавать раньше, чем ходить». В своей книге он подробно изложил о влиянии водной среды на организм ребенка с первых дней его появления на свет. Он доказал, что мозг ребенка в состоянии невесомости т.е. в воде, освободившись от гравитации, развивается намного быстрее. Первая спортивная школа по плаванию была открыта в Ленинграде в 1934 году, директором корой стал сам Фирсов.

Особенности грудничкового плавания

Многие родители прекрасно осведомлены о возможности проведения водных занятий с младенцем грудного возраста. Но не всех мам и пап такая затея приводит в восторг. Очень странно и необычно наблюдать за новорожденным малышом, спокойно и свободно двигающим ручками и ножками в воде. Взрослые люди считают водную среду неестественной для жизни человека, а для маленького ребенка и вовсе опасной. Но так ли это в действительности?

Стоит вспомнить, что в течение девяти месяцев эмбрион плавает в плодной жидкости, которая является для него надежной защитной оболочкой от неблагоприятных внешних воздействий, поставщиком питательных веществ. Поэтому для недавно родившегося крохи водная среда более естественна и приятна, нежели воздух.

Новорожденный младенец воспринимает воздушное пространство, как нечто инородное и тяжелое, заставляющее дышать самостоятельно. Еще несколько недель после рождения малыш сохраняет инстинкт плавания, позволяющий ему замечательно держаться на поверхности воды, нырять, не задыхаясь.

Эту удивительную особенность поведения грудного ребенка используют в развивающих и терапевтических целях медицинские специалисты. Педиатры уверяют, что грудничковое плавание позволяют новорожденному не забыть о плавательном инстинкте, и даже еще больше развить его. Оздоровительное плавание для грудничков применяется для эффективной профилактики и лечения детских заболеваний, укрепления здоровья и полноценного развития новорожденного малыша.

Польза грудничкового плавания

Регулярное плавание для грудничков в бассейне или ванне способствуют улучшению физического и психического состояния. Плавание для грудничков стимулирует дыхательную функцию легочной системы, укрепляет сердце и кровеносные сосуды, повышает гибкость и подвижность скелета, развивает мышцы, благотворно влияет на работу печени и почек.

Грудничковое плавание нормализует обменные реакции в организме, активизирует иммунитет, ускоряет кровообращение. Особенно благоприятно плавание грудничков в ванной сказывается на функционировании центральной и вегетативной нервной системы ребенка.

Малыш, практикующий грудничковое плавание с самого рождения, обладает хорошей памятью, быстро соображает, не проявляет психических отклонений, капризности или тревожности, редко страдает болезнями пищеварительного тракта.

Как плавание для грудничков воздействует на организм:

  • Сердце и кровеносные сосуды. В воде ребенок совершает активные движения конечностями, что способствует укреплению мышцы сердца, стенок артерий и капилляров, увеличению скорости кровотока.
  • Органы дыхания. Во время плавания малыш производит более глубокие и редкие дыхательные движения грудной клеткой. Легкие интенсивно снабжаются кислородом, носоглотка хорошо продувается воздушными потоками. Поэтому любящий купание младенец реже сверстников болеет простудой, подхватывает вирусную инфекцию, страдает от насморка.
  • Нервная система. Грудничковое плавание стимулирует кровообращение и обмен веществ в сосудах головного мозга, ускоряет вывод из тканей продуктов распада. Плавание новорожденного в ванной повышает тонус и настроение ребенка, помогает поддерживать в норме психическое состояние.
  • Опорно-двигательный аппарат. Когда младенец находится в воде, на его кости, связки, сухожилия и мышцы приходится одинаковая нагрузка. Скелет развивается правильно и пропорционально, мышечная ткань укрепляется за счет необходимости постоянного сопротивления давлению водных потоков.
  • Органы мочевыделения. Во время плавания мышцы туловища ребенка активно сокращаются, что ускоряет кровообращение и метаболизм в почках и органах малого таза. Из тканей выводятся шлаки и токсические вещества.
  • Кожные покровы. Вода является для кожи малыша несильным и безопасным раздражителем. Она вызывает усиление работы сальных и потовых желез, раскрывает поры, способствует удалению из них накопившихся вредных веществ, позволяет клеткам легко и полноценно дышать.

Чем еще полезно грудничковое плавание?

  1. При регулярных занятиях по плаванию, у детей укрепляется иммунитет, появляется устойчивость к перепадам температуры, а так же к простудным заболеваниям. Дети, занимающиеся плаванием, физически лучше развиваются и у них реже появляются проблемы со здоровьем.
  2. Маленькие пловцы отличаются правильной осанкой и крепким мышечным корсетом. У них практически никогда не бывает проблем с позвоночником.
  3. Грудничкам, выполняющим водные упражнения, не назначают массаж, поскольку в воде мышцы всего организма и укрепляются, и расслабляются одновременно. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить.
  4. В водной среде в условиях выживания организмом выделяется дополнительная порция эритроцитов в крови, которые повышают уровень гемоглобина.
  5. Во время плавания тренируется дыхательная система, которая активирует процесс кровоснабжения внутренних органов.
  6. Вода промывает и очищает гайморовы пазухи и носовые ходы от бактерий и вирусов. Поэтому грудничковое плавание является дополнительной профилактикой от насморка и аллергии у ребенка.
  7. В воде ребенок становится уверенным в себе. У него пропадают страхи, и он лучше воспринимает язык своего тела. В методике Чарковского говорится еще и о навеянных страхах и переживаниях, мешающих развитию ребенка, которые мать испытывала во время беременности
  8. Грудничок научившись плавать в ванной или бассейне с младенческих лет, ребенок никогда не будет бояться открытых водоемов.
  9. Немаловажным и самым большим плюсом занятий по плаванию является полноценный сон маленьких пловцов. Если дети плавают, у них крепкий сон, а, значит, и хорошее здоровье. Ведь именно во сне происходит восстановление сил организма и укрепление иммунитета.

Плавание грудничков в ванной. Правила грудничкового плавания.

  • Подходящий возраст. Нельзя учить новорожденного плавать в ванной сразу после рождения. Обучать плавать и нырять грудничка следует с 3 – 4 месячного возраста, когда полностью заживает пуповина. Малыш должен хотя бы немного привыкнуть к новой обстановке и необычным условиям существования. В четыре месяца младенец уже достаточно крепкий и рослый, но про плавательный инстинкт еще не забыл.
  • Подготовка ванной комнаты. Не стоит начинать первое водное занятие в бассейне. Ребенок может испугаться незнакомых людей и странного помещения. Лучше приступать к упражнениям в спокойной и расслабляющей домашней обстановке. Прежде чем заполнить ванну теплой водой, необходимо тщательно помыть ее обычным хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать для купания крохи экстракты лекарственных растений или марганцовку. Когда ребенок плавает, он может нечаянно заглотнуть воду с добавками и отравиться. Раз в неделю ванну, в которой занимается малыш, следует чистить содой.
  • Оптимальная температура воды. Первые упражнения желательно проводить при температуре воды +35°C. Когда младенец немного привыкнет к плаванию, можно использовать водичку чуть холоднее. Но маме нужно помнить, что новорожденного ребенка нельзя купать при температуре ниже +32°C. Понять, насколько комфортно малыш чувствует себя в ванне, легко по его поведению. Если кроха истошно плачет, не умолкая, при погружении в воду, то ему холодно, если же, наоборот, молчит и выглядит вялым, то ему слишком жарко. Температура подобрана идеально, когда грудничок весело и активно размахивает ручками и ножками. Пока ребенок купается в ванне, вода медленно остывает, но возвращать ее к изначальной температуре необязательно. Новорожденному младенцу полезно закаливаться.

Показания к плаванию малыша

Плавать и нырять грудничку полезно, и даже необходимо для укрепления здоровья. Существуют заболевания, при которых занятия в воде являются для ребенка настоящим спасением. В перечень таких серьезных врожденных и приобретенных детских патологий входят:

  • гипотонус или гипертонус мышечной ткани;
  • серьезный недобор массы тела;
  • рождение при помощи кесарева сечения;
  • аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
  • церебральный паралич;
  • искривление шейных позвонков;
  • нарушение функционирования суставов.

Противопоказания к грудничковому плаванию

Прежде чем заниматься с новорожденным малышом плаванием, следует обратиться к педиатру за разрешением. Врач не допускает кроху к водным упражнениям при наличии следующих болезней:

  1. кожные воспаления с язвочками;
  2. открытые раны;
  3. острые респираторные инфекции, сопровождающиеся высокой температурой;
  4. почечная или печеночная недостаточность;
  5. любые нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы;
  6. наличие гнойных выделений на коже;
  7. гепатит, туберкулез, сифилис и другие инфекции, передавшиеся от родителей;
  8. психические отклонения, сопровождающиеся эпилептическими припадками.

Как научить новорожденного плавать в ванной?

Учить новорожденного ребенка плавать гораздо интереснее, чем может показаться неопытным мамам и папам. Дома малышу, конечно, сложно показать упражнения, которым обучает тренер в бассейне. Но в видео, которые подготовленные в данной статье по грудничковому плаванию помогут вам научить ребенка следующим упражнениям:

  • Отталкивания и перевороты. Мама должна приблизить ступни младенца к стенкам ванны. Когда ребенок упрется ножками в гладкую поверхность, он непременно попытается оттолкнуться и самостоятельно поплыть. Малыш может перевернуться со спины на животик. В этом случае его нужно легонько поддержать.
  • Плескание. Ребенка необходимо погрузить в воду животом вниз, придерживая голову за подбородок ладонью. Мама должна показать крохе, как интересно плескать по водичке ручками и ножками, наблюдая за расходящимися к стенкам ванны кругами.
  • Кораблики. В качестве кораблика можно использовать любую игрушку. Мама укладывает младенца в воду вниз животиком, помещает перед его глазами импровизированный кораблик. Малыш должен дотянуться до игрушки, активно гребя ручками и ножками.
  • Восьмерка. К этому упражнению следует переходить, когда ребенок научится плаванию по прямой линии. Его можно выполнять как на животе, так и на спине. Поддерживая малыша за подбородок или затылок, мама катает его по воде, выписывая цифру восемь. Скорость движения зависит от желания крохи.
  • Качели. Мама должна перевернуть ребенка на живот, погрузить его в воду, придерживая голову за затылок и подбородок, и плавно совершать движения вправо-влево, вверх-вниз.

Как научить грудничка нырять в ванной?

Ныряние грудничков является самым сложным из водных занятий. Неопытные родители жутко волнуются перед данной процедурой, боятся, что их любимый кроха наглотается воды и перестанет дышать. Как же научить ребенка нырять? На самом деле никаких проблем обычно не возникает.

Кроха с рождения знает, как задерживать дыхание, просто немного подзабыл. Торопиться с данным упражнением нельзя: малыш должен хорошенько подготовиться к новым впечатлениям.

Сначала нужно приучить младенца задерживать дыхание по команде. Мама отчетливо произносит слово «ныряй» и легонько дует ребенку в личико. Кроха закрывает глазки, морщится и на короткое время перестает дышать. Процедуру необходимо повторить десять раз. Далее задание усложняется. Теперь маме следует после слова «ныряй» не только подуть, но и побрызгать водичкой на личико малыша. После таких манипуляций можно смело переходить собственно к нырянию. Сначала кроху желательно погрузить в воду неглубоко и всего на две секунды, чтобы он не успел испугаться. Затем допускается увеличение времени погружения до шести или семи секунд.

Подводя итоги

Дети, занимающиеся плаванием с самого рождения, быстрее адаптируются в условиях детского садика и школы. Даже если малыш будет плавать в воде с помощью спасательного круга, он будет всегда на несколько шагов опережать в развитии своих сверстников, не контактирующих с водой.

Все без исключения родители желают видеть своих детей здоровыми. Основой здоровья является двигательная активность, которую в воде ребенок получает полноценным образом. Просто нужно предоставить ему эту возможность.

Видео: Как научить новорожденного нырять и плавать

Грудничковое плавание комплекс упражнений от 1 до 4-х мес

Видео: Первое плавание у ребенка 3-х месяцев

Видео: Грудничковое плавание в ванной

Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.
Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах "необъятной" когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика "Плавать раньше, чем ходить" З.П. Фирсова - целая годовая программа с четким комплексом упражнений - столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, "два притопа, три прихлопа". Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять. То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.

Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием "проныривание", мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.

Итак, почему нырять ребенку нужно :

1) У ребенка при рожении есть рефлекс "затаивания" (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна - ребенку вводится новый рефлекс на команду "ныряй". Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).
2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре И.Б. Чарковского на его сайте . Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками - лечит через принудительное "ныряние" - вот еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума - интересно.
3) Детки - ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.

А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно :

1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте http://www.mama-papa.com.ua

Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога ():

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда :

Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.

4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):

... расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.

Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.