Как сделать декоративную телегу для сада своими руками: пошаговая инструкция. Декоративная телега для сада: как сделать своими руками, подробная инструкция с фото и видео-руководством Телега своими руками чертежи

XXI век, конечно же, не век гужевого (конного) транспорта. Однако для тех, кто живёт в сельской местности, где нет автозаправочных станций на много вёрст окрест, этот вездеходный и всесезонный транспорт остаётся до сих пор насущным и востребованным. Можно бы ещё сказать, что названный вид перевозочных средств – экологический, но в сельской местности это большого значения не имеет. Хотя стоит отметить, что в результате работы получаются не вредные выбросы в атмосферу (к примеру, как от автомобилей), а полезные – в почву.

Многие народности к тому же не мыслят себе жизнь без лошадей в силу традиций, а потому «въехали» на такой телеге и в XXI век. Особенно популярен и даже кажется вечным гужевой транспорт у наших местных казахов. Продолжая традиции своего народа, друзья-казахи круглый год возят на своих лошадках навоз и урожай, стройматериалы и топливо.

В стране ещё есть предприятия, изготавливающие на промышленной основе и «лошадиные прицепы». Но это большей частью различные экипажи и кареты, а если скажем, телеги – то декоративные, годные только в качестве разве что старинного украшения дачного участка (правда, почти по цене подержанного отечественного автомобиля). Но на них не то чтобы грузы возить, а и сесть-то не безопасно – развалятся.

Между тем, большое количество запросов на конструкцию телеги встречал и в Интернете, а вот ответов на них – совсем немного, да и то без чертежей. Даже на сайте фермеров информации о гужевых повозках, а точнее об их конструкции, нет. С желанием осветить данный пробел я и перенёс на бумагу конструкцию простой современной телеги, знакомство с которой у меня состоялось несколько лет назад при восстановительном ремонте этого транспортного средства у приятеля-казаха.

Телега на колёсах с пневматическими шинами, безрессорная, грузовая, одноконная, оглобельная. При всей классичности и рациональности конструкции некоторые детали и узлы даже на глаз выглядели откровенно слабыми. По-видимому, «клепали» её из того, что было, а стыковочные узлы деталей сваривали как могли. Как инженер-конструктор, я не стал слепо воспроизводить на бумаге упомянутую телегу со всеми её недостатками, а постарался исключить их, но всё же максимально придерживаясь имеющейся конструкции. Поэтому конфигурация некоторых узлов и деталей (или сортамент их материала) на чертежах могут не совпадать с теми же элементами на фотографиях, которые приведены для наглядности.

Прежде чем приступить к описанию конструкции телеги, следует определиться с терминологией. При всей похожести конструкций, названия деталей и узлов одного и того же назначения зачастую отличаются не только у разных народностей и в различных местностях, но и в разных словарях. Поэтому при повествовании буду придерживаться словаря великорусского живого языка Владимира Ивановича Даля и начну с конструкции телеги, созданной и описанной ещё нашими предками.

Телега – одноконный оглобельный воз, четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Довелось быть свидетелем, как в гружёную телегу «впрягались» четверо мужчин и перевозили её на довольно значительное расстояние.

Обычная гужевая телега состоит из хода и кузова. Между ними установлены промежуточные детали – ручи-цы, выполненные по форме кузова. В свою очередь, ход состоит из двух осей с надосниками (усилителями осей); четырёх колёс (по два на каждой оси), причём передние меньшего диаметра, чем задние; двух подушек-стоек («по-автомобильному» – жёсткой подвески) – передней и задней и лисицы (связь между осями: чаще называемые как роспуск, развод), врезанной в обе подушки. Один из концов лисицы скреплён с подушкой наглухо, второй же – с возможностью переустановки другой подушки вдоль неё для изменения расстояния между осями (длины телеги). «Глухой» конец лисицы может для надёжности раскрепляться укосинами. Передняя подушка соединена с передней осью через поворотный круг шкворнем (штырь, сердечник, курок), что даёт возможность оси поворачиваться на шкворне. К плечам передней оси шарнирно присоединены оглобли, которые ещё дополнительно соединены с концами оси тяжами. Для этого на оглоблях закреплены гребёнки, на которые и надеваются верхние петли тяжей, а на осях их нижние петли притыкаются чеками.

Большинство узлов конструкции телеги – деревянные и только крепёжные детали, оси да ободья колёс – стальные.

Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами).

В отличие от старинных сельских моделей, в современной телеге достаточно много металлических деталей, в основном – силовые элементы. Да и колёса не деревянные со стальными бандажами-ободьями, а от сельскохозяйственной техники или автомобильные – с пневматическими шинами.

1– съёмные борта кузова (доска s20); 2 – съёмное мягкое сиденье (2 шт.); 3 – окантовка грузовой площадки-полога (брусок 50×40); 4 – грузовая площадка-полог (доска s30); 5 – подложка-ручица (брус 54×50, 4 шт.); 6 – рама (металлический профиль разного сортамента); 7 – колесо 5х 10″ d292 (от сельхозтехники, 4 шт.); 8 – строповочное кольцо (проволока d10); 9 – пластина тяжа (сталь, лист s6, 2 шт.); 10 – крючок тяжа (проволока d10, 2 шт.); 11 – тяж (проволока d6, 2 шт.); 12 – петля тяжа (проволока d10, 2шт.); 13 – регулировочная гребёнка (стальной уголок 30×30, 2 шт.); 14 – оглобля (дерево твёрдых лиственных пород, жердь d60, 2 шт.); 15 – ограничитель гужа хомута (транспортёрная лента s10,2 шт.); 16 – шарнир (кронштейн, скоба и ось – болт М 18×100) крепления оглобли к передней оси; 17 – поворотный круг; 18 – задняя ось в сборе; 19 – передняя ось в сборе; 20 – прокладка (войлок s10, пропитанный литолом); 21 – шкворень (болт М20х100)

1 – поперечный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 2 – продольный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 3 – лонжерон (труба 60x40x3,2 шт.); 4 – срединная поперечина (труба 60x40x3); 5 – передний подкос (труба 60x40x3,2 шт.); 6 – верхняя часть поворотного круга (стальной лист s10); 7 – задняя стойка (труба 60x40x3,2 Шт.)

1 – ось (стальная труба 048×3); 2 – наконечник оси (Ст.45, круг 48,2 шт.); 3 – надосник-усилитель (швеллер № 6,5); 4 – нижняя часть поворотного круга); 5 – кронштейн шарнирного крепления оглобли (стальной лист б6); 6 – пневматическая шина колеса (2 шт.); 7 – диск колеса d102 / 4,00» (2 шт.); 8 – фланец крепления диска колеса к ступице; 9 – ступица; 10 – внутренний подшипник качения (2 шт.); 11 – наружный подшипник качения (2 шт.); 12 – гайки и контргайки (8 шт.); 13 – пластина подсоединения тяжа к оси (2 шт.)

Простота конструкции и доступность материалов позволяют изготовить такое транспортное средство и опытному самодельщику. Все применённые материалы могут быть заменены на подходящие. Сталь – на алюминий или нержавейку, сосна – на берёзу или дуб, швеллер – на трубу или уголок и т.д.

Это возможно из-за отсутствия специального государственного стандарта по гужевому транспорту. Поэтому после приобретения лошади можно её запрягать в телегу и ехать в любом виде в любую сторону, где только движение гужевого транспорта не запрещено, не требуется даже водительское удостоверение и номерной знак!

О конской сбруе говорить не буду: в ней есть много чего такого, что под силу изготовить только мастерам этого дела – шорникам.

Оптимальность габаритных размеров, высоты грузовой площадки и «отточенность» конструкции определены и проверены десятилетиями и даже веками и изменять их надо разве что при большой необходимости.

Современная телега состоит большей частью из тех же, но нескольких (и несколько изменённых) других узлов и деталей.

Рама. Обычно она теперь сварная и изготавливается из стальных прокатных или штампованных (гнутых) профилей различного сортамента. Состоит, как правило, из обвязки, лонжеронов и поперечин (одной или нескольких). К раме приварены передние (наклонные) и задние (вертикальные) стойки, раскреплённые подкосами, к передней стойке снизу приварен верхний поворотный круг. В современной гужевой повозке рама заменяет и лисицу, и подушки, и дроги. В описываемой конструкции в П-образный профиль обвязки вкладываются подходящие деревянные бруски – к ним впоследствии крепятся доски настила грузовой платформы.

Передняя ось сохранила не только своё назначение, но и, в принципе, -конструкцию. Однако в сборе со ступицами, подшипниками качения, колёсами на пневматических шинах этот узел вполне можно именовать по-автомобильному – передний мост. Основная часть оси изготовлена из трубы наружным диаметром 48 мм и усилена наложенным сверху и приваренным к ней П-образным профилем. Наконечники оси – от той же сельхозтехники, внутренние их концы проточены под внутренний диаметр трубы оси, вставлены в неё и приварены по кругу. Кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг остались прежними. Колёса, как правило, не очень большого диаметра (в данном случае размерами 5×10″),

чтобы лошади было легче их поворачивать и они могли заходить под раму при крутых (малого радиуса) поворотах – от сельскохозяйственной техники или автомобильные.

Задняя ось по конструкции и размерам идентична передней оси, только у неё отсутствуют кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг. Колеса на пневматических шинах могут быть такого же типоразмера, что и передние, или большего.

Войлочный промасленный круг толщиной около 10 мм, устанавливаемый между верхним (рамы) и нижним (передней оси) поворотными кругами работает как подшипник скольжения при поворотах и даже как амортизатор – в поездках. Напрашивается замена данного узла на радиальноупорный подшипник, но при этом усложняется конструкция.

Пара оглоблей в сборе с шарнирами, гребёнками и тяжами остаются классическими. А вот материалы могут быть применены и современные, подходящие.

Кузов изготавливается под предполагаемые перевозки, но наиболее универсальным является платформенного типа, представляющий собой полок – плоскую или слегка вогнутую грузопассажирскую площадку (чаще всего – из досок). Площадка оборудуется дощатыми съёмными или откидными бортами и мягкими съёмными сиденьями. В пассажирском варианте в качестве повозки приспосабливаются даже кузова легковых автомобилей.

Самое же трудное, но потому и интересное для конструктора: при попытке улучшить народную конструк-

цию (например, сделать самосвальный кузов) автоматически происходит увеличение массы, что не очень-то хорошо для рабочей лошадки! Если же сварить облегчённую прочную раму из лёгких сплавов (к примеру, из хромансильевых или титановых) – то очень поднимается цена, что совсем не нравится хозяину. Поэтому постарался усилить слабые места качественными сварными швами и небольшими подкосами и косынками.

Заканчивая рассказ, отмечу, что современную гужевую повозку необходимо снабдить хотя бы простыми и дешёвыми световыми сигнальными приборами: парой световозвращателей белого цвета – по бокам спереди, а сзади – парой красных. В тёмное же время суток или в условиях плохой видимости надо использовать сигнальные фонари (или один комбинированный) с соответствующими огнями.

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

[ Скрыть ]

Как сделать телегу?

Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.

Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.

Важные моменты

Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.

Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.

Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.

Инструменты и материалы

  • Деревянные доски;
  • сварная рама и оси колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса (авто- или мототранспорт);
  • металлические трубы или П-образный профиль;
  • гвозди;
  • молоток;
  • инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
  • прочий инструмент по необходимости;
  • чертежи.

Пошаговая инструкция

  1. Первым делом нам нужно сделать ходовую часть телеги. Это, как мы уже говорили, сварная сплошная рама и колесные оси. Если со сваркой никогда дело не имели, то придется обратиться к мастерам. Раму и оси можно сделать сплошными металлическими из профиля или из толстостенных труб.
  2. Делаем заднюю стационарную ось и переднюю поворачивающуюся на штыре на двух закрепленных шайбах.
  3. Перед тем как завершать переднюю ось, определяемся с типом повозки. Если дышловая, то под дышло делаем специальный держатель. Оглобли делаются сварными к передней оси на специальном держателе. То есть оглобли должны быть не съемными, но подвижными в стороны и даже вверх и вниз – за счет держателя. Также их можно закрепить на кронштейны и усилить специальными тяжами – катанка диаметром 10-12 мм, которая крепится к оглобле и передней оси.
  4. Завершаем ходовую часть установкой колес и по необходимости тормозами.
  5. Теперь можно переходить к основе телеги – кузов. Если делаем платформу, то здесь все просто – нарезаем необходимой длины и ширины доски и сбиваем в одну платформу, крепим к раме. Если же будут борта, то сначала делаем 4 продольные жерди, на которые потом прибиваем вертикально наклонные рейки. Боковые борта сразу закрепляем на раму, а передний и задний делаем съемным для большего удобства использования телеги в работе.
  6. Что касается оглобель, то их можно делать как металлическими из труб, так и деревянными. Дышло, как правило, делается только деревянное.
  7. Для удобства сидения в телеге можно в кузове сделать лавочку или даже прикрепить мягкие сидения.
  8. На готовую самодельную телегу сзади, если вы планируете выезжать на трассу, нужно приделать катафоты.

Дуга

  1. Дуга – это особая часть оглобельной телеги, над которой придется потрудиться, если нет готовой. Она делается из дерева вяза или ветла, так как материал должен быть прочным и гибким. В старину также использовали дуб, березу и лещину.
  2. Самодельную заготовку под дугу нужно срезать ранней весной, когда в дереве только начинает двигаться сок. Сама заготовка под дугу берется толщиной от 8 до 12 см и длиной от 1,5 до 1,8 м.
  3. Гнуть дугу лучше в специальном станке (дужной), помещая края в выемки. Перед работой дерево сначала замачивают в холодной воде, а за полчаса до работы распаривают кипятком для большей гибкости. Если дерево гнется плохо, его распаривают несколько раз.
Запрос вернул пустой результат.

После полного сгибания края дуги связываются плотной веревкой и дают дереву просохнуть и принять нужную форму – около 45 дней. Как это делают в домашних условиях, смотрите на видео Олега Москаленко.

Делаем сани своими руками

Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.

Инструменты и материалы

Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.

  • Деревянные доски;
  • фанера;
  • листы металла;
  • уголки или профиль металлический;
  • металлические трубы;
  • лак, краска;
  • инструмент по обработке дерева;
  • прочие инструменты по необходимости;
  • чертежи.

Пошаговая инструкция

  1. Самое первое и самое сложное дело – это полозья. Их будем делать металлическими – так проще. Подойдет нержавеющая или обыкновенная углеродистая сталь. Полозья лучше сделать кованными плоскими из сплошного металлического листа, но также есть практика использования труб. Но чтобы их согнуть понадобятся помощники.
  2. Когда полозья готовы, переходим к основе - поперечные перекладины и стойки, которые располагаются с двух боков. Их делать можно из труб или профиля. Все части нужно будет сварить.
  3. Важная часть саней - тормоза. Когда полозья готовы, делаем их самым простым образом – колодочные в виде резины с рычагом. Это будет и ходовой, и стояночный тормоз.
  4. К передней части привариваем металлические пластины, на которые потом прикрепятся оглобли.
  5. Когда ходовая часть готова, из дерева делаем кузов саней – это как уже ваша фантазия будет работать. Конечно, сначала делаются чертежи. После дно и внутреннюю часть можно обшить фанерой и даже сверху прикрепить мягкий материал для удобства, например, дерматин или войлок.
  6. В последнюю очередь крепим деревянные оглобли и все – сани для лошади своими руками готовы!

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат.

Видео «Как делают сани »

Интересное видео о том, как делали сани и сбрую лошади для крепления саней в старые времена.


Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Одно из садовых украшений, которое часто встречается в ландшафтном дизайне – деревянная бричка, которую часто используют также в качестве подставки для горшков с цветами. При наличии необходимого инструмента, ее можно сделать самостоятельно.
Для работы вам потребуется:

  • Электролобзик;
  • Электрорубанок;
  • Шлифмашина;
  • Дрель или шуруповерт;
  • Сверло и саморезы;
  • Струбцины;
  • Клей ПВА;
  • Угольник, карандаш, циркуль;
  • Кисточка для покраски;
  • Наждачная бумага;
  • Лак, морилка;
  • Древесина.
Первым этапом работы является сборка нижней части брички. Для ее изготовления потребуется брус 50х50 мм. Вам необходимо скрепить вместе три бруса, два из которых будут иметь длину 30 см, а третий 35 см. Брус длиной 35 см. должен быть сверху, так как к нему впоследствии будут крепиться колеса. Однако обратите внимание, что второй брус необходимо обрезать посередине, так, чтобы в него можно было вставить другой брус 50х50 см. Таких деталей вам необходимо две единицы. Длина брички будет составлять 120 см. Отрежьте лобзиком данный размер бруса. Затем проденьте этот 120 см брус внутрь двух деталей, которые вы изготовили. В качестве крепления используйте клей ПВА, а также дополнительно скрепляйте конструкцию саморезами. Прежде чем закрутить саморез, просверлите отверстие для него. Это позволит вам избежать сколов древесины.


Далее можно приступать к сборке верхней части брички. Для этого вам потребуется доска толщиной 10 – 20 см. Вам необходимо заготовить две доски 120х15 см. и две доски 120х20 см. Не обязательно выбирать чистый лес первого сорта. Наоборот, очень красиво использовать древесину с сучками, сколами, которые выглядят естественно. Это придаст эстетики вашему изделию. Кроме того, вы можете искусственно при помощи лобзика подрезать края этих досок, что также придаст вид «под старину».


Также вам необходимо сделать две детали в форме трапеции. Первая трапеция, которая будет в задней части брички должна составлять высоту 30 см. Для этого возьмите доску 40х30 см. Если нет такой, то можно склеить две доски вместе, чтобы получился необходимый размер. Далее начертите на данной доске трапецию верхняя часть, которой должна иметь 30 см, а нижняя 40см. Вторая трапеция должна быть ниже. Для этого возьмите доску 40х25 см. Затем начертите на ней трапецию, которая внизу будет составлять 40 см, а вверху 30 см.




Далее можно приступить к сборке телеги. Прикрепите к трапециям с двух сторон доски, которые заготавливали ранее. Нижнюю часть брички также необходимо набрать доской. При сборке используйте саморезы и клей ПВА. На той стороне бричке, где прикреплена трапеция пониже, прикрепите доску длиной 40 см, которая будет сидением брички.



Теперь можно приступить к изготовлению колес. Два колеса телеги будут иметь диаметр 25 см, и еще два колеса будут иметь диаметр 35 см. Для изготовления колеса, вам потребуется обрезная доска толщиной 50 см. Чем шире будет доска, тем лучше. Возьмите циркуль и на доске начертите круг диаметром 35 см. Затем, от этой же точки проведите круг диаметром 30 см. После этого вырежьте лобзиком колесо, которое вы начертили на доске. Внутренняя часть большого колеса составляет диаметр 10 см. Его также необходимо вырезать из доски толщиной 50 см. Далее вам необходимо просверлить 8 отверстий в ободе колеса диаметром 15 мм. Именно такого диаметра должны быть спицы. После этого проденьте спицы в колеса, и скрепите их клеем ПВА. Таким же образом делаются и маленькие колеса. На доске циркулем чертится круг диаметром 25 см, и от этой же точки чертится круг диаметром 20 см. Внутренний круг будет составлять диаметр 10 см. Если у вас нет доски толщиной 35 или 25 см, то в таком случае можно склеить две доски вместе. Для этого необходимо обработать обе стороны на рубанке, затем тщательно промазать их клеем ПВА, и крепить при помощи струбцин.



Далее колеса крепятся к нижней части телеги, к брусу, который имеет выступы по 5 см. Закрепить колеса можно длинными саморезами или болтом.






Теперь вы можете отшлифовать изделие, для того чтобы подготовить его к покраске. После того как телега полностью собрана, ее необходимо вскрыть морилкой. Вы можете выбрать цвет морилки на свой вкус. Однако более светлые тона отлично сочетаются с зеленым цветом газона и зелени. Далее вам необходимо хорошо обработать телегу лаком или олифой. Лучше использовать качественный лак, который будет хорошо защищать древесину от влаги, так как данное украшение будет находиться на улице.

Телега – колесное приспособление, предназначенное для перевозки грузов при помощи мускульной силы тяглового животного. Телега может иметь два или четыре колеса и запрягаться одним или несколькими животными. Ими могут быть лошади, быки, волы и другие представители фауны.

Подобного рода повозка относится к категории транспортных средств, которым позволено передвигаться по дорогам общего пользования. Не груженый прицеп, запряженный одной лошадью, может развивать скорость до 8 км в час, что в два раза превышает показатели скорости ходьбы человека в среднем темпе.

Особенности конструкции

Первые телеги, использовавшиеся несколько веков назад, имели деревянные колеса, которые изготавливались в двух конфигурациях: из цельного дерева, путем соединения досок в щит, и с использованием обода со спицами. Последний вариант был более эффективным. Такие колеса имели меньший вес, а за счет спиц лучше гасили вибрации.

Для увеличения срока службы обод колеса покрывался металлическим обручем, что защищало его от деструктивных повреждений, возникавших при соприкосновении с дорожным покрытием.

Современные аналоги тележных колес имеют более продуктивные характеристики. Их обод изготавливается из легких металлов и оснащается воздушной камерой с резиновой покрышкой, что значительно снижет нагрузки, оказываемые на тягловое животное и повозку.

Общая конструкция современной телеги предполагает наличие следующих элементов:

  • осей;
  • колес;
  • корпуса;
  • оглоблей;
  • поворотных механизмов.

Телеги бывают двух типов: одноосными и двухосными.

Одноосная бричка – двухколесная повозка облегченного типа, оснащенная одной поперечной осью, на концах которой закрепляются колеса. Корпус такой повозки бывает двух видов: пассажирским и грузовым.

В первом случае на ось телеги устанавливается платформа, служащая основанием для блока сидений. Большинство вариантов одноосной брички оснащается двумя пассажирскими местами. Это обусловлено тем, что такое количество мест эффективно вписывается в конструкцию и позволяет сохранять равновесие.

Во втором случае на телегу устанавливается платформа, служащая основанием для грузового кузова. В большинстве вариантов в качестве такого кузова используется щитовой настил, оборудованный легкими боковыми бортами. На такой повозке перевозятся различные грузы сельскохозяйственного назначения: сено, навоз, строительные материалы.

Одноосная телега является малогабаритным транспортным средством. С ее помощью можно перевозить грузы, имеющие небольшую массу.

Двухосные повозки считаются многофункциональными и обладают свойствами высокой грузоподъемности. Конструкция таких телег предполагает наличие более сложных механизмов. Так как они оснащены двумя парами колес, возникает необходимость в устройстве, которое позволяло бы телеге совершать поперечные повороты.

Для обеспечения поворотной функции передняя ось телеги совмещается с поворотным механизмом, который приводится в действие оглоблями, прикрепленными к телу лошади. В работе механизма ключевую роль играет допустимый угол поворота, а также размер колес. Для повышения поворотных функций размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего.

Такой подход позволяет снизить радиус поворота телеги и повысить эффективность ее использования на дорогах общего пользования.

Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

Изготовление

Современные технологические возможности позволяют сделать телегу своими руками в домашних условиях. Для ее изготовления необходимо подготовить следующее:

  • деревянные материалы;
  • металлические составляющие;
  • колеса;
  • ременные элементы.

В качестве деревянных материалов используются доски, брусья, рейки и жерди. В перечень металлических изделий входят уголки, планки, втулки, подшипники, гайки, болты, шайбы, саморезы. Колеса можно использовать от других транспортных средств, например, автомобилей или мотоциклов. Последний вариант колес особо предпочтителен, так как предполагает небольшой вес и простоту монтажа.

Основная сбруя, надеваемая на коня, не является частью телеги, однако при изготовлении последней стоит учитывать размеры и конфигурацию экипировки, которая будет использоваться в сочетании с конструируемой повозкой.

Конное снаряжение производится преимущественно из кожи и приобретается в готовом виде. Вожжи изготавливаются по индивидуальной схеме с учетом характеристик конкретной телеги. Чаще всего для их изготовления используется строповый материал, который продается в хозяйственных или строительных магазинах.

Инструменты

Основной перечень инструментов, необходимых для сборки самодельной телеги:

  • приспособления для пиления (ножовка, электролобзик, торцевая пила);
  • дрель, шуруповерт;
  • болгарка;
  • сварочный инвертор (при необходимости);
  • сверла;
  • гаечные ключи;
  • другие сопутствующие инструменты.

Перед сборкой телеги важно составить подробный чертеж. На нем должны быть указаны размеры повозки в целом, а также ее отдельных частей.

Во время осуществления работ необходимо постоянно сверяться с чертежами для контроля соблюдения технологии.

Сборка

На представленном фото можно увидеть все составляющее компоненты телеги.

Процесс начинается с изготовления колесных осей. В первую очередь, изготавливается задняя ось, так как она имеет более простую конструкцию. Она может быть изготовлена из деревянного бруса с сечением не меньше 150х150 мм, а также из металлического квадратного профиля. Второй вариант предпочтителен, так как имеет низкие весовые показатели и больший процент запаса прочности.

К краям оси прикрепляются металлические втулки, на которые будут надеваться колеса. В качестве них можно использовать осевые втулки от передних колес мотоцикла. Они изготовлены с соблюдением технологий, которые обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели.

Закрепить втулки на краях задней оси можно при помощи сварочного инвертора и дополнительных проставок. Перед монтированием колес подбираются подшипники соответствующего диаметра.

Передняя ось собирается по аналогичной схеме. Главным отличием передней оси от задней является наличие у первой поворотного механизма. Его сборка требует особой внимательности и точности.

Строго по центру передней оси располагается вертикальный шток, оснащенный подшипником. Конфигурация штока сходна с конфигурацией колесных втулок. На него надевается подшипник соответствующего диаметра.

Поверх передней оси кладется специальная планка с отверстием по центру. Это отверстие предназначено для штока. Верхняя сторона отверстия в планке должна быть рассверлена для создания потая, в который должна поместиться стопорная гайка.

После того как шток будет продет в планочное отверстие, на него накручивается гайка. Таким образом, передняя ось скрепляется с планкой через шток. При этом сохраняется возможность вращения передней оси относительно планки. Оно осуществляется за счет подшипника, надетого на шток, который располагается между осью и осевой планкой.

После этого необходимо стационарно присоединить планку к днищу корпуса повозки. Для облегчения выполнения этой задачи можно повернуть ось на 90 градусов относительно осевой планки. Затем в планке просверливаются сквозные отверстия, которые проходят и через дно корпуса. Диаметр одного отверстия не должен быть меньше 10 мм. В них вставляются болты, округлые шляпки которых должны смотреть вверх.

После того как на болты будут надеты шайбы и гроверы, на них накручиваются гайки. От количества крепежных болтов и степени их затяжки будет зависеть целостность поворотного механизма.

Корпус изготавливается из высушенных деревянных досок. Он состоит из днища – дощатого настила, соединяющего колесные оси, и трех бортов. Обычно передний борт не требуется, так как его наличие препятствует комфортному управлению телегой.

Общий вид корпуса телеги имеет очертания перевернутой трапеции. Борта устанавливаются таким образом, чтобы их нижние составные части находились на меньшем расстоянии друг от друга, чем верхние.

Обычную жизнь в отдалённых русских областях тяжело представить без использования в подсобном хозяйстве лошади. Именно поэтому тут просто необходима телега и умение запряжки лошадей. Очень мало людей сейчас знают как правильно запрячь лошадь. Как запрячь коня могут узнать опытные специалисты.

Под их руководством можно разобраться как запрягать лошадь, как при помощи повозки с лошадью привезти любой груз, дрова из лесополосы, вспахать земельный участок или съездить в соседний населённый пункт. В старые времена почти в каждой деревне существовал специальный мастер по изготовлению повозок. В наше время её необходимо приобретать или изготовить своими руками.

Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем . Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей . В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.