Влияние моторики на развитие речи. Выводы по I главе. Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированной не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питает источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок”

В.А.Сухомлинский


В помощь маме

Пальчиковые игры - вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры - детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка - (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец - прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Капуста (2-4 года)

Мы капусту режем-режем
Мы капусту рубим-рубим (в обоих случаях стараемся пальчики выпрямлять, делаем обеими руками)
Мы капусту жмем-жмем
Мы морковку трем-трем (здесь одна ладошка прямая, а другая - кулачком по ней скользит)
Мы капусту солим-солим

С мячом

Оказывают положительное влияние на развитие головного мозга. Активизация центра управления руками в головном мозге влияет и на речевой центр, который тесно связан с мыслительной деятельностью человека. Гимнастика для пальцев способствует развитию всех психических процессов центральной нервной системы: внимания, памяти, речи и мышления; а также координации движений и мелкой моторики пальцев.

В лечебной физкультуре упражнения для пальцев рук и кистей применяются для реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы и инсульты, клещевой энцефалит, для компенсации моторики рук и координации движений при рассеянном склерозе, а также для профилактики развития умственной недостаточности при дисциркуляторной энцефалопатии и других заболеваниях.

Некоторые упражнения влияют на развитие творческих способностей и расширяют мыслительную деятельность: человек получает возможность находить выход из затруднительных ситуаций (логика и смекалка).

Теперь вы поняли, как полезны упражнения для пальцев рук . Желательно перед гимнастикой для пальцев рук сделать самомассаж кистей. Лечебный эффект невероятно возрастает при применении техник Суджок – акупунктуры.

Самомассаж кистей с элементами Суджок-терапии.

Применим систему соответствия организма человека на руках для лечения центральной нервной системы. Держа руки перед собой, соедините локти, запястья и кончики пальцев так, как-будто обхватили кистями небольшой мячик.

На руках, сложенных вместе, находим соответствие организму человека.

Рассмотрите внимательно данную конструкцию.

Кисти, сложенные вместе, напоминают два полушария головного мозга,

пальцы – участки коры головного мозга: большие пальцы – мозжечок, мизинцы и безымянные пальцы – лобные доли,

поверхности кистей со стороны мизинцев, сложенные вместе, соответствуют двум половинкам лица. (Вы смотрите вперед, и ваша "куколка" смотрит вперед).

Лучезапястные суставы – шейный отдел позвоночника.

Если вам все понятно, как на кистях найти соответствие собственному головному мозгу и расположение областей мозга, то вы получили «пульт управления» своей центральной нервной системой.

Представив на кистях рук свою голову и применив мысленное воздействие на головной мозг во время массажа кистей, можно добиться потрясающего лечебного результата в борьбе с дисциркуляторной энцефалопатией и другими заболеваниями цнс.

Если вы затрудняетесь в понимании метода Суджок-терапии, то сделайте самомассаж кистей без мысленного воздействия на сосуды и клетки головного мозга через систему соответствия. Польза для головного мозга все равно будет.

Приступим к самомассажу кистей с ментальным (мысленным) воздействием на головной мозг с целью оздоровления. Будет очень хорошо, если вы примените гармонизирующий крем «Малавтилин».

1). Растираем ладони между собой, слышится шуршащий звук трения, гармонизируем инь-ян энергии полушарий головного мозга, они должны быть в равновесии (поровну по 50% каждой энергии: 50% - инь и 50% - ян).

Растираем ладони между собой.

Слышится шуршащий звук трения.

2). «Моем» руки: поочередное скольжение с надавливанием кистей друг на друга. Мысленно представляем, как нормализуется кровообращение в полушариях мозга, сосуды молодые, чистые, эластичные. …Кисти согреваются.

«Моем» руки.

…Кисти согреваются.

3). Теперь левой кистью плотно обхватите правый лучезапястный сустав и разотрите его, разогревая кожу (слышится шуршащий звук трения). Этот участок правой руки в системе «Большое насекомое» Суджок - акупунктуры соответствует правой половине шеи.

Мысленно устраняем признаки остеохондроза шейного отдела позвоночника: межпозвонковые диски эластичные, здоровые, отличное кровоснабжение тканей, спинномозговые нервы свободны, ущемления и отека нет.

Проблемы с шейным отделом позвоночника у людей могут быть разные. Не стоит сейчас их подробно описывать. Просто представляйте себя здоровыми, молодыми, крепкими.

То же выполните на левом лучезапястном суставе.

Разогрейте лучезапястные суставы, применяя растирание.

Массируемая рука поворачивается, слышится шуршащий звук трения.

4). Снова «моем» руки, тщательно разогревая кисти, мысленно восстанавливаем нормальное кровоснабжение головного мозга.

5). Теперь делаем массаж пальцев от кончиков к ладони. Хорошо представьте, что каждый палец соответствует определенному участку головного мозга. Сосредоточьтесь и думайте о том, как капилляры расширяются, и кровь свободно циркулирует в головном мозге.

Массаж пальцев от кончиков к ладони.

Массажер - кольцо для массажа пальцев рук.

6). Снова «моем» руки и растираем ладони.

Теперь приступим к гимнастике для пальцев и кистей рук .

Упражнения для пальцев рук.

1). Упражнения для пальцев рук «Монетки» - круговые движения большим пальцем по кончикам всех других пальцев поочередно по и против часовой стрелки.

"Монетки".

"Монетки" на кончиках всех пальцев поочередно.

2). «Шалбаны» всеми пальцами поочередно.

"Шалбаны" всеми пальцами поочередно.

"Шалбаны".

"Шалбаны".

"Шалбаны".

3). «Щепотки». Держать руки перед собой.

1- Соединить кончики всех пальцев в «щепотку». Щепотки обеих кистей соединить друг с другом.

2- Широко раздвинуть пальцы кистей.

"Щепотки".

"Щепотки".

4). «Кнопочки» - нажимать большим пальцем на кончики всех пальцев поочередно.

"Кнопочки". Качественно надавливайте на кончики пальцев, чтобы импульс пошел в головной мозг.

"Кнопочки".

"Кнопочки".

"Кнопочки".

5). «Фигушки» между всеми пальцами.

"Фигушки". Просунем большой палец между всеми другими пальцами.

"Фигушки".

6). «Подозвать к себе всеми пальцами поочередно».

Позвать к себе всеми пальцами поочередно.

7). «Выпрямить каждый палец поочередно из кулачка».

Выпрямить указательные пальцы.

Выпрямить средние пальцы.

Выпрямить безымянные пальцы.

Выпрямить мизинцы.

8). «Выпрямить и раздвинуть все пальцы – сжать пальцы в кулаки».

Сжать пальцы в кулаки.

Раскрыть ладони и раздвинуть пальцы.

9). «Крючки». Зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны.

Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны.

То же проделать и со всеми другими пальцами.

"Крючки".

Так продолжайте всеми пальцами поочередно.

10). «Поднять каждый палец - 1». Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы.

1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола.

То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.

11). «Поднять каждый палец - 2». Большие пальцы не задействуются. Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы.

1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться.

2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться.

3- Правый средний и левый безымянный.

4- Правый указательный и левый мизинец.

То же проделайте и в другом направлении.

12). «Прогулка по пальцам».

1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца.

2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем.

3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный.

4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный.

5- Переставьте правый большой - на левый средний.

6- Теперь левый большой - на правый средний.

7- Правый большой - на левый указательный.

8- Левый большой - на правый указательный.

Правый 1 + левый 5.

Правый 5 + левый 1.

Правый 1 + левый 4.

Правый 1 + левый 3.

Правый 3 + левый 1.

Правый 1 + левый 2.

Правый 2 + левый 1.

Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

13). «Обнимашки». Сомкнуть пальцы в «замок», правый большой палец сверху, ладони плотно прижать друг к другу.

1- Выпрямить и раздвинуть пальцы,

2- сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы левый большой палец оказался сверху. Ладони при перемене положения «замка» не размыкать.

3- Передвинем пальцы обратно через один.

4- Сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы правый первый оказался сверху.

Правый первый сверху.

Раз! Передвинем все пальцы через один.

Два! Левый первый палец сверху.

14). «Поцелуйчики». Плотно соединить ладони и пальцы.

Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.

"Поцелуйчики". Постукать пальцами друг об друга.

15). «Веер». Плотно соединить ладони и сомкнутые пальцы. 1- Раздвинуть пальцы «веером». 2- Снова соединить.

16). «Ступеньки». Пальцы соединить в «замок», ладони разомкнуты.

1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти - вертикально.

2- Изменить направление ступеньки.

"Ступеньки". Предплечья параллельны полу.

Вместо упражнения "Ступеньки" можно сделать "Волны", имитируя движение волн в одном и в другом направлении.

17). «Родничок – ключик». Кисти в «замок», ладони и предплечья соединить.

Теперь вращаем кистями, сомкнутыми в «замок», предплечья смещаются по отношению друг к другу вверх – вниз. Это гимнастика для лучезапястных суставов.

"Родничок-ключик". Вращаем кистями - "замком", предплечья скользят друг по другу вверх-вниз.

А эти дополнительные упражнения активизируют "спящие" отделы мозга. У человека открывается неординарное творческое мышление и способность находить выход из трудных ситуаций.

1 шаг.

Начинать нужно с простого. Практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой, и левой руками. Поначалу "нерабочая" рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.

4 шаг.
Пишите разные слова.

Здесь вариант упражнений для пальцев для копирования без картинок.

Упражнения для кистей и пальцев рук.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук, лучезапястных суставов.

2. «Монетки» - круговые движения большим пальцем на кончиках всех других пальцев поочередно.

3. «Шалбаны» всеми пальцами поочередно.

4. «Щепотки». Держать руки перед собой. 1- Соединить кончики всех пальцев в «щепотку». Щепотки обеих кистей соединить друг с другом. 2- Широко раздвинуть пальцы кистей.

5. «Кнопочки» - нажимать большим пальцем на кончики всех пальцев поочередно.

6. «Фигушки» между всеми пальцами.

7. «Подозвать к себе всеми пальцами поочередно», «Выпрямить каждый палец поочередно из кулачка».

8. «Выпрямить и растопырить все пальцы – сжать пальцы в кулаки».

9. «Крючки». Зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны. Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны. То же проделать и со всеми другими пальцами.

10. «Поднять каждый палец - 1». Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы. 1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. 2- Исходное положение. То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.

11. «Поднять каждый палец - 2». Большие пальцы не задействуются. Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы. 1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться. 2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться. 3- Правый средний и левый безымянный. 4- Правый указательный и левый мизинец. То же проделайте и в другом направлении.

12. «Прогулка по пальцам». 1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца. 2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем. 3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный. 4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный. 5- Переставьте правый большой на левый средний. 6- Теперь левый большой - на правый средний. 7- Правый большой на левый указательный. 8- Левый большой на правый указательный. Далее пункт первый и так далее. Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

13. «Обнимашки». Сомкнуть пальцы в «замок», правый большой палец сверху, ладони плотно прижать друг к другу. 1- Выпрямить и раздвинуть пальцы, сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы левый большой палец оказался сверху. Ладони при перемене положения «замка» не размыкать.

14. «Поцелуйчики». Плотно соединить ладони и пальцы. Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.

15. «Веер». Плотно соединить ладони и сомкнутые пальцы. 1- Раздвинуть пальцы «веером». 2- Снова соединить.

16. «Ступеньки». Пальцы соединить в «замок», ладони разомкнуты. 1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти - вертикально. 2- Изменить направление ступеньки.

17. «Родничок – ключик». Кисти в «замок», ладони и предплечья соединить. Теперь вращаем кистями, сомкнутыми в «замок», предплечья смещаются по отношению друг к другу вверх – вниз.

19. А эти дополнительные упражнения активизируют "спящие" отделы мозга. У человека открывается неординарное творческое мышление и способность находить выход из трудных ситуаций.

Как научиться писать двумя руками одновременно?

Прочитав заголовок, Вы воскликните: “Это невозможно!”. Многие думают, что писать двумя руками одновременно могут только уникумы. Ан нет! На это способен каждый. Нужно лишь проявить терпение и тренироваться.

1 шаг.
Научитесь использовать две руки одновременно.
Начинать нужно с простого. Просто практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой и левой конечностью. Поначалу нерабочая рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.
Теперь надо выводить буквы. Это сделать значительно тяжелее, чем фигуры, ведь буквы сложнее по своей структуре. Как только и с буквами будет покончено – переходите к словам.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.
До этого вы тренировали свои руки. Этого определенно не достаточно. Теперь же надо обучить свой мозг. Попробуйте выводить одной рукой квадрат, а другой круг. Делайте это именно одновременно, а не рисуйте по очереди черточки каждой рукой. Не отступайте и тренируйтесь, пока у вас не получатся красивые фигурки.

4 шаг.
Пишите разные слова.
Когда с фигурками покончено, пришло время самого сложного: написания различных слов. Это самый непростой этап всего обучения, так что будьте готовы. Тренируйтесь, и у вас все получится. Пытайтесь написать целые словосочетания и предложения. Всегда ставьте перед собой невозможные задачи и решайте их. Только так можно добиться совершенства в этом деле.

Надеюсь, что вам понравились упражнения для пальцев рук и, конечно, радует хороший результат от предложенной гимнастики для пальцев . Продолжайте заниматься регулярно вместе с детьми. Это поможет и вам, и вашим детям быть успешными и сохранить ум и память до глубокой старости..

Что такое мелкая моторика пальцев рук ? Так учёные называют движения мелких мышц кистей рук и пальцев и считают, что совершенствование этих движений улучшает внимание, память, координацию и речь. По крайней мере, у детей. Мы, взрослые, в лего играем не часто, а из пластилина лепим и того реже, но мелкая моторика и нам нужна. Потому что разминка, помогающая избавиться от усталости в пальцах, возвращает рукам молодость, пальцы от упражнений приобретают изящную форму, а кожа, благодаря улучшению кровообращения, становится более упругой и морщин на ней появляется меньше.

Если делать регулярно, хотя бы раз в день, сделав минутный перерыв во время работы, отложив ручку или отодвинув клавиатуру компьютера в сторону, будете чувствовать себя бодрым и энергичным обладателем гибких и красивых пальцев. Рукам надо уделять не меньше внимания, чем всему остальному… А недавно обнаружили, что у тех, кто работает пальцами, ногти быстрее растут.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №1. «Пальцы вместе»

Это упражнение-рекордсмен в борьбе с морщинками в областях суставов пальцев, а ещё хорошая растяжка для рук, которые занимаются монотонной работой.

Поставьте локти на стол, сложите пальцы на показано на фото. А теперь разводите напряжённые пальцы в стороны как можно дальше, не отнимая одной руки от другой. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №2. «Вопрос ребром»

То есть никаких вопросов ребром мы не ставим. Напротив, мы стараемся уменьшить напряжение в кистях рук и пальцев, а заодно успокоиться.

Одна рука расположена горизонтально ладонью вверх. Легонько постукиваем по ней ребром другой ладони в течение 30 секунд. Пальцы вернхей руки держим расслабленными. Меняем руки и массируем фаланги пальцев ещё полминуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №3. «Вот-поворот»

А теперь упражнение, которое помогает укрепить суставы и мышцы запястий . Особенно полезным оно будет для тех, чьи руки работают в положении навесу, например над клавиатурой компьютера.

Сложите руки в замок и, сгибая их в кистях, начните не спеша вращать ими по кругу сначала по, а затем против часовой стрелки. Можете менять ритм и вращать то медленнее, то быстрее в течение минуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №4. «Гибкость – 90 градусов»

Сложите руки как показано на картинке, расположив их горизонтально на уровне груди. Упритесь ладонью правой руки в тыльную сторону левой кисти и толкайте, но не очень сильно. Поменяйте руки. Повторите 5 раз. Упражнение тренирует и растягивает мышцы и связки запястья, и, кстати, укрепляет мышцы груди.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №5. «На подушечках»

Используем рабочий стол в качестве тренажёра, не вставая с места. Возьмитесь за крышку стола и, уперевшись подушечками пальцев в нижнюю поверхность столешницы, пытайтесь поднять стол. Грудные мышцы не включайте, а то можете его нечаянно опрокинуть… Повторите 5 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №6. «Ручная гребёнка»

Пальцы одной руки выпрямлены и разведены, пальцы другой – согнуты в положении «гребёнка». Ставим руки на стол и согнутыми пальцами одной руки делаем «расчёсывающие» движения от кончиков до основания выпрямленных пальцев другой. Это хороший массаж, улучшающий кровообращение и предотвращающий отложение солей. Сделайте 10-12 движений вверх-вниз и поменяйте положение рук.

Вот эти не сложные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук осилит каждый, делайте их регулярно, чтобы добиться желаемого эффекта. Будьте здоровы!!!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

Мой маленький дружок, запоминай движения!
И вместе с нами
Двигаться учись без напряжения.
Пальчикам нашим нужна тренировка,
Всё получаться будет так ловко!
Надо, конечно, тебе потрудиться.
Легче зато потом будет учиться.
Спориться будет любая работа.
Скажешь: «Спасибо Вам за заботу!»




ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").
2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.


Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.