Виды физкультурных занятий в детском саду. Варианты типов физкультурных занятий. Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе

Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным матери-алом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Отличительными особенностями дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников (Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др.). В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

Вызывает сомнение, что дошкольник может самостоятельно открыть способы, запечатленные в общественно-историческом опыте человечества, а путь «проб и ошибок» длителен и требует значительных затрат физических сил. Кроме того, «если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически - он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Это положение остается справедливым как относительно умственного, так и относительно физического развития» (П.Ф. Лесгафт).

Следует помнить, что физкультурное занятие - форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

Задачи физкультурного занятия

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

Формирование правильной осанки;

Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата

Формирование изгибов позвоночника

Развитие сводов стопы;

Укрепление связочно-суставного аппарата;

Развитие гармоничного телосложения;

Регулирование роста и массы костей;

Развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Воспитательные задачи:

Потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

Приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

Самостоятельность, творчество, инициативность

Самоорганизация, взаимопомощь

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

Создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);

Закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

Прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

Приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

Осознает свои двигательные действия;

Усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

Узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими

Ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

При планировании содержания занятий по физической культуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года, на их повторяемость и постепенность усложнения. Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Структура физкультурного занятия

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности (самостоятельное выполнение движений, наблюдение показа действий воспитателем, осмысление задания или указания воспитателя и т.д.).

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа).

Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений:

1-2 - для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т.д.); 1-2- для туловища (наклоны) и т.д.; 1-2 - для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой и i. прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте. После выполнения комплекса следуют упражнения на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

Упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками;

Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой.

Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц. Нельзя не учитывать особую ранимость детских рук и стоп. В связи с этим особое внимание уделяется упражнениям по укреплению мышц рук и ног. Предлагаются упражнения со скакалкой, с резиновым кольцом, эластичной трикотажной лентой, набивными мячами (весом от 0,5 до I кг), детскими гантелями.

Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил. В играх каждому ребенку должна быть предоставлена возможность проявить активность, самосто-ятельность, творчество.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замед-лением темпа, упражнения на дыхание, игры и игровые упражнения малой подвижности (хороводные, народные, на ориентацию в пространстве).

Программный материал для занятий по физической культуре планируется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности, уровня ДА. При этом важно учитывать условия проведения: в зале, на площадке, в лесу.

Виды физкультурных занятий

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествие», «Цирк», «Спортсмены», "Зоопарк», «Рыбаки» и др.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки.

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением различных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.

Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия.

Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользоваться пособием, предлагает варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.

Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель: выявление и устранение ошибок в технике выполнения движений.

Занятие «Туризм» проводится на воздухе, в ближайшей лесу или парке. Оно дает возможность закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения.

Условия достижения оптимальной ДА детей во время занятий по физической культуре

Для достижения оптимальной ДА детей необходимо:

— запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределять ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

— осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

— поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

— при подготовке к занятию продумывать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

— предусматривать достаточную площадь, рациональное размещение пособий, выполнять санитарно-гигиенические требования, выбирать одежду и обувь;

— во вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, мать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;

— во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание; продумывать названия упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

— рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);

— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

— лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

— активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

— использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий;

— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.

Елена Ефимчева
Варианты типов физкультурных занятий

1 .Игровое :

Образно-игровое (по литературным произведениям)

1. На протяжение всего занятия разные движения имеют разные образы.

2. На протяжении всего занятия один образ воплощается в разных движениях

3. Занятие построено на одном литературном произведении.

4. Занятие построено на встрече с одним персонажем литературного произведения, оно может быть обучающим.

5. «В гостях у литературных героях»

2. Сюжетно- игровое (по сказкам)

1. Через игру «В гости к куклам»

2. Через сюжетную игру с определенным назначением (Помогите Буратино найти ключик)

3. Через сюжет чисто спортивного назначения (Путешествие в страну чудес)

4. Занятие построено на сюжете одной сказки.

5. На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой (Буратино)

6. Занятие построено на встрече с разными героями из разных сказок (Путешествие в страну сказок)

7. Дети и взрослые придумывают свою сказку и по ней действуют.

3. В форме эстафет и соревнований

1. Наличие элементов эстафет в игровых упражнениях

2. Элементы эстафет и соревнований в процессе всего занятия .

3. «Веселые старты» - занятие проводится в форме эстафет и соревнований

4. Занятие типа КВН построено в форме эстафет и соревнований с делением детей на команды (соревнования по одному виду движения или спорта)

4. Традиционное :

1. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм и упражнениям,знакомство с правилами,содержанием,техникой выполнения разных видов движений)

2. Занятие смешанного характера направлено на разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Оно строится на повторение пройденного материала.

3. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале,но включает усложненные варианты двигательных заданий (в подвижных играх,на полосе препятствий,в играх- эстафетах)

5. Аэробика

1. Ритмическая гимнастика

2. Сюжетно-ритмическая гимнастика

6. Тематическое :

Предметно-образное :

1. На занятии с одним снарядом или предметом (Праздник мяча)

2. На занятии используются однотипные снаряды или предметы с разнообразной двигательной деятельностью (Палки,биты,городки,ракетки)

8 .Круговая тренировка :

1. Подбор разнообразных снарядов или предметов для однотипных движений (мячи,палки,мешочки,канат,веревочная лестница)

2. Выполнение движений по карточкам

9. Контрольно-зачетное :

1. Занятие проводится в форме игровых упражнений (подгруппами и всей группой) с использованием образов,сюжетов сказок

2. Занятие в форме соревнований и эстафет

3. Занятие по принципу круговой тренировки

4. Занятие по интересам с использованием одного вида движения

5. Спортивные досуги,и праздники. походы.

10. На свободное творчество :

1. Занятие построено так . Чтобы чередовать движения :с заданной программой выполнения и на свободное творчество

2. 1. половина занятия в заданном направление, половина на свободное творчество с использованием тех же снарядов и предметов

3. Все занятия посвящены творчеству с использованием различной двигательной деятельности

4. Занятие в заданном направлении (например праздник гимнаста) на развитие творчества с элементами спортивной и художественной гимнастики и акробатики.

11. По интересам :

1. В форме развлечения с музыкальным сопровождением (Сказочный базар,Ярмарка, Веселая карусель)

2. Дети самостоятельно и по желанию выбирают любимые игры. снаряды,пособия,по карточкам определяют любимые спортивные упражнения.

В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.

Таблица составлена на основании теоретических материалов Степаненковой Э.Я., Алямовской В.Г., Хухлаевой Д.В., Кожуховой Н.Н. и др.

Тип физкультур-ного Занятия I часть II часть (ОСНОВНАЯ) III часть(выбратьодин из номеров)
построение, -упр. на внимание: -пере-строения, - виды ходьбы в сочетании с упр.в лазании; -виды бега в сочетании с прыжками; -перестроения к ОРУ комплекс ОРУ обучение новому ОД выполнение знакомых основных движений на 2 и 3 этапах обучения 1.Игра спокойн. характера (на ориентир. .в пространстве, на внимание; математичес-кого или речевого х-ра;) . 2.Упражнения на расслабление. 3.Спокойные танцевальные упражнения. 4.Упражнения на укрепление осанки и профилактику плоскостопия. 5.Награждение победителей личного или командного первенства.
1. Классическое (смешанное) до ОД 1 - О.Д.
2. Сюжетное до ОД 1 - О.Д. все разные ОД + знак.подв. игра
3. Игровое до ОД в старшем д/.в нет Знакомые подвижные игры на разные ОД (от 2 до 5 игр в зависимости от возраста детей)
4. Тренировка до ОД 1 – вид ОД разные виды одного ОД + знак.подв. игра на это же ОД
5. С применением тренажёров (наличие схемы перехода по станциям –необходимо) до ОД может быть одно ОД 1.Действия на тренажёрах знакомы + знак.подв. игра 2. Если не хватает тренажёров, работа на тренажёрах может сочетаться с выполнение ОД
6. Танцевального характера аэробика 1 танце-вальное Знакомые танц. движ. + знакомый танец
7. Прогулки-походы (желательно использовать компас, карту-схему) нет нет 1.Наличие плана-графика движения с учётом общего расстояния и указанием расстояния до остановок во время пути. 2.Выполнение по ходу разных ОД (1-2) в естественных условиях
8. Самостоятельной двигательной деятельностью (применять схемы) до ОД нет Создание подготовленных условий для выполнения 6-10 ОД + знаком. подв. игра
9. Оздоровительный бег до ОД в старшем д/.в нет Выполнение медленного бега в сочетании с быстрой ходьбой и длительной обычной ходьбой. Расстояние и длительность бега постепенно увеличиваются
10. Занятие-зачёт до ОД нет все разные ОД + знак. подв. игра. Два движения контр. педагогами с заполнением протоколов.

Условные обозначения : ОД – основные движения: ОРУ – общеразвивающие упражнения



1. Классическое – занятия носят обучающий, смешанный, и вариативный характеры:

Обучающий характер – ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.);

Смешанный характер – разучивание новых движений и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала;

Вариативный характер – основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах).

2. Игровое – занятия построены на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Они проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.

3. Сюжетно-игровое – содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребёнка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Зоопарк»).

Например, для закрепления навыков при ходьбе по гимнастической скамейке и в прыжках в длину с места воспитатель выбирает сюжет «Поездка в лес». Занятие начинается с того, что воспитатель рассказывает о том, как хорошо сейчас в лесу, и предлагает всем отправиться на прогулку. Дети строятся в колонну по одному и идут, изображая движение поезда. Поезд начинает идти быстрее, а пассажиры переходят с ходьбы на бег. Поезд останавливается и все выходят на полянку. Здесь они выполняют намеченные планом общеразвивающие упражнения. Затем переходят через мостик (ходьба по гимнастической скамейке) и прыгают через ручеек (прыжки в длину с места). Потом все идут на другую полянку и там играют в подвижную игру «Ловишки». После этого дети садятся на поезд и уезжают домой (ходьба).

4. Тренировочный тип – направлен на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

5. С использованием тренажёров и спортивных комплексов – включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка. Такие занятия позволяют достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольших помещениях. Цель – научить детей самостоятельно пользоваться тренажёрами, пользоваться приёмами самостраховки.

6. Прогулки-походы – длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. В начале года воспитатель намечает, рисуя картину несколько маршрутов. При этом детей знакомят со сторонами света: южное направление, северное и т.д. Протяженность каждого маршрута до 4-5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый – самый короткий: от 200-300 м для малышей, до 500-600 м для старших. Постепенно расстояние увеличивается, и, наконец, дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой, более длинный.

Это занятие позволяет детям не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.

У детей должны быть рюкзачки, питьё, средства для оказания первой медицинской помощи, какие-то любимые игрушки и вещи.

7. Занятия, построенные на танцевальном материале – проводятся не менее двух раз в месяц музыкальным руководителем. Они служат ему своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам.

Структура занятий такова: сначала разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений, затем музыкально-ритмическая разминка, народные или современные танцы, музыкальные подвижные игры и хороводы.

8. Самостоятельные занятия – вся система физкультурных занятий направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться.

Варианты этих занятий могут быть самыми разными. Смысл их в том, чтобы научить детей не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной последовательности, но страховать себя и товарища, уметь заметить ошибки и исправить их. Дети приучаются к организаторским действиям.

9. Занятия серии «Забочусь о своём здоровье».

На этих занятиях дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработке овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой, постелью. Проводятся не менее 3-4 раз в месяц.

10. Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу.

Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения

11. Занятия-зачёты – итоговые занятия, которые проводятся каждые два месяца, обязательно в присутствии медработников и методиста.

Оцениваются физические качества и двигательная подготовленность детей. Воспитатель проводит занятие в интересной для детей сюжетно-игровой форме. Методист и медработники, наблюдая со стороны, заполняют протокол. В результате отслеживают динамику освоения детьми основных движений и развития физических качеств.

Вопросы к наблюдению и анализу занятия физической культурой.

1. Создание условий для проведения физкультурного занятия.

2. Форма проведения занятия (традиционная, сюжетная, игровая).

3. Соответствие программных задач возрасту детей, их индивидуальным особенностям, условиям проведения занятия.

4. Общее время занятия и его структура (продолжительность каждой части).

5. Создание воспитателем положительного настроя на занятие.

Вводная часть занятия

Виды строевых упражнений.

Освоение различных способов ходьбы и бега.

Проведение упражнений на внимание.

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Ориентировка в пространстве.

Использование воспитателем терминологии, четкость подачи команд и распоряжений.

Использование зрительных ориентиров.

Ритмическое сопровождение ходьбы и бега.

Контроль качества выполнения движений.

Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения. Их сочетание в комплексе, количество и дозировка.

Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений.

Проведение упражнений из разных исходных положений.

Использование имитационных упражнений с целью воспитания выразительности движений у детей.

Применение методических приёмов:

Способы раздачи предметов для проведения ОРУ;

Учет этапов обучения упражнениям, соответствие методики на каждом этапе обучения.

Качество объяснения и показа упражнений воспитателем.

Контроль воспитателя за принятием исходного положения (туловища, ног, рук).

Контроль качества выполнения упражнений детьми.

Оказание помощи детям при выполнении общеразвивающих упражнений.

Подбор основных движений, их сочетание, дозировка.

Профилактика травматизма на занятии.

Применение методических приёмов:

Использование зрительных ориентиров

Качество показа и пояснения воспитателя в соответствии с этапом обучения

движению.

Способы организации детей во время обучения основным движениям,

целесообразность их использования.

Продуманное участие детей при подготовке и уборке инвентаря.

Проведение подвижной игры.

Обеспечение физиологической и эмоциональной нагрузки на физкультурном занятии.

Объяснение правил подвижной игры, выделение сигнала.

Вопросы по уточнению правил подвижной игры, способ выбора водящего.

Руководство воспитателя подвижной игрой (соблюдение правил,

качество движений, взаимоотношения детей в игре).

Вариативность проведения подвижной игры.

Подведение итогов подвижной игры.

Обеспечение снижения нагрузки в заключительной части занятия (заключительная

ходьба, малоподвижная игра).

Произнесение звуков на выдохе. (Дети не должны поднимать руки выше уровня плеч) .

ВЫВОД:

Анализ физкультурного занятия.

Организованность детей и дисциплина на занятии.

Самочувствие детей.

Взаимоотношения со сверстниками.

Предупреждение травматизма на занятии, обеспечение страховки.

Настроение детей после физкультурного занятия (определяется визуально).

К проведению занятия разрабатывается конспект. Например.

Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме или включать гимнастические упражнения и подвижную игру (смешанный тип ). Однако такое деление очень условно.

Рассмотренная выше структура занятия, учитывающая дина­мику работоспособности организма ребенка, составляет основу для построения занятий указанных типов и определяет их план.

Занятия в игровой форме могут использоваться в любой возрастной группе, но особенно целесообразны в двух младших (3-го и 4-го годов жизни). Они могут выражаться в целостной сюжетной игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир и состоящей из разнообраз­ных имитационно-образных элементов основных движений и общеразвивающих упражнений («Птицы», «Наседка и цыпля­та», а в более старших - «Магазин игрушек», «Спортсмены» и т. п.). Последовательность игровых действий соответствует структуре занятий, учитывающей динамику состояния организ­ма детей и их возрастные возможности. Оканчивается занятие ходьбой.

В средней, старшей и подготовительной группах занятия это­го типа требуют тщательности разработки содержания и эмоцио­нальной творческой методики руководства.

Занятия в игровой форме могут состоять также из различ­ных по содержанию подвижных игр, последовательность и характер двигательного материала в которых предусматривает ту же структуру занятия (например, игры «Найди себе пару», «Зеркало», «Чье звено самое дружное», «Найди и промолчи»). Удачное соединение сюжетных и несюжетных игр для таких занятий имеется у П.И. Килышо.

Занятия смешанного характера представляют со­бой сочетание гимнастических упражнений и подвижной игры, расположенных в последовательности, отвечающей указанной выше структуре занятий.

§ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Требования к побору физических упражнений на занятиях. Подбор физических упражнений для занятий определяется ранее составленным планом работы на основании «Программы воспитания и обучения в детском саду». Исходя изперспективного и календарного планов, в которых учитывается возраст детей данной группы, состояние здоровья каждого ребенка в отдельности, общий уровень раз­вития, индивидуальные показатели приобретенных детьми двига­тельных навыков, индивидуальные особенности каждого ребенка, время года и условия для проведения занятий, а также учета предыдущей работы, намечаются задачи и отбираются конкрет­ные физические упражнения.

Разработке плана очередного занятия предшествует тщатель­ный анализ 2-3 предыдущих и особенно последнего занятия. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущих занятиях, результаты, выражаю­щиеся в реакции детей и фиксируемые в учете каждого занятия (степень усвоения всеми и отдельными детьми нового программ­ного материала, прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнитель­ных упражнений, облегчения вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей на занятии, индивидуальных занятий и т. п.).

Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их общая целенаправленность обеспечивает стройную систему занятий, определяющую четкую последовательность в выполнении по­степенно усложняющихся задач, прохождение программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возраст­ной группы. На основании анализа предыдущего занятия на­мечаются конкретные задачи следующего за ним. Прежде всего, определяются задачи основной части: ознакомление детей с новым материалом, а также разучивание и совершенствование уже знакомого детям. Указываются конкретные физические упражнения. После этого уточняются задачи вводной и заклю­чительной частей с указанием конкретного материала.

Продолжительность физкультурных занятий для детей каж­дой возрастной группы указана в «Программе воспитания в детском саду».

Методы организации детей на занятиях.

Воспитатель использует различные методы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.В тех случаях, когда

дети должны выполнять одновременно одинаковые для всех упражнения, используется фронталь­ный метод.

В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения целесообразно пользоваться поочередным способом. Если дети, например, построены в колонну по четыре, воспитатель непосред­ственно работает с двумя колоннами, а две другие наблюдают действия своих товарищей и слушают указания воспитателя, ко­торый не выпускает их из-под своего контроля и вовлекает в ак­тивное наблюдение. Затем деятельность детей взаимоизменяется.

В старшей и подготовительнойгруппах используется групповой метод. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятель­ное совершенствование детьми уже приобретенных ими двига­тельных навыков. При этом одна группа детей обучается како­му-либо двигательному действию под руководством воспитате­ля, другая в это время (или две небольшие группы) самостоя­тельно упражняется в другом виде движения (повторно). Могут быть две или три группы детей, выполняющие знакомые им, но различные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в рав­новесии и др.).



Обучая непосредственно одну группу детей, воспитатель дер­жит в поле своего внимания всех занимающихся. Детям предла­гается следить за правильностью своих движений, за порядком, за поведением.

При такой организации воспитывается ответственность, сдер­жанность, умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенство­вать свои навыки.

Такая организация детей позволяет сохранять в течение за­нятия двигательную активность всей группы и избегать ненуж­ной статики и простоев.

Данные исследований показывают, что внимание детей, их эмоциональное состояние (в различных возрастных группах) зависят от подбора двигательного материала и способов орга­низации детей на занятии. Если дети в процессе обучения двигательным действиям и проведения подвижных игр одновремен­но вовлечены в движение, у них наблюдается устойчивое внима­ние, эмоционально-положительное состояние, полноценная ре­акция на задания. В тех случаях, когда в двигательную деятель­ность вовлечена только часть детей, а другие, не имея заданий, находятся в ожидании своей очереди для действия, последние начинают проявлять признаки «моторного беспокойства», недо­статочную устойчивость внимания 1 .

Те же явления наблюдаются в группе младшего возраста при проведении подвижных игр, когда ребенку приходится длительно находиться в одном положении и ждать, пока до него дойдет очередь активно включаться в игру.

В процессе занятий может быть использован индивиду­альный метод, при котором каждый ребенок выполняет за­дание индивидуально под общим контролем воспитателя (уп­ражнения с мячом, катание обручей, упражнения с лентой и т. п.). Такой метод применяется преимущественно на физкуль­турной площадке и требует особого внимания воспитателя и хо­рошей организации детей.

Порядок выполнения детьми упражнений может быть одно­временным, как было указано выше, и поочередным. Смысл последнего заключается в том, что все дети выполняют одно и то же упражнение напрерывно-поточно. Например, дети упражняются в прыжке в высоту с разбега. Когда первый ребенок раз­бежался и перепрыгнул через веревочку, второй ребенок начи­нает разбег с исходного места; третий подходит к исходному месту, затем так же делают остальные дети, и вся группа посте­пенно движется к месту действия.

Данные исследований и практический опыт воспитателей детских садов подтверждает целесообразность применения поточ­ного способа выполнения физических упражнений с детьми стар­шей и.подготовительной групп, но уже при совершенствовании движения, а не при его разучивании: непрерывность поточного движения не позволяет воспитателю исправлять у детей неточ­ности двигательного действия; он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения уп­ражнений или сделать краткое замечание. Вместе с тем приме­нение поточного метода при совершенствовании двигательных навыков способствует воспитанию у детей физических качеств --быстроты, ловкости, относительной выносливости.

Использование каждого из указанных методов организации детей на занятии зависит от условий, в которых проводится за­нятие, задач, поставленных воспитателем, и рационального их осуществления.

Характер физической и психической нагрузки на занятиях и и приемы ее регулирования.

При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха. В этом возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрез­вычайной пластичностью, податливостью к внешним воздейст­виям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивно­сти нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет опре­делять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность. Нагрузки, С одной стороны, выражается в величине воздействия физическихупражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой - в воздействии на динамику психологических функций, проявляющихся в умственной дея­тельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнений, осмысливании заданий, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психи­ческих и физических сил ребенком, п следующего.ча этим отдыха, должно быть главной заботой воспитателя при проведении заня­тия с детьми дошкольною возраста.

Отдых в процессе занятия может быть активным и пассив­ным. Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую. Пас­сивный- характерен относительным покоем, исключающим ак­тивную двигательную деятельность.

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напря­жение и расходование сил и в связи с этим утомление, являет­ся r то же прем я стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Име­ющиеся исследования показывают, что работоспособность орга­низма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им на­грузки.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы про­цессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере физкультур­ного занятия. Выше было указано, что вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и акти­визации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия. В начале основной части детям пред­лагается новый материал, требующий наибольшей сосредото­ченности внимания. При обучении новому двигательному дейст­вию у ребенка создается его первоначальный образ, двигатель­ное представление. Это связывается с осмысливанием задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения спо­соба выполнении упражнения без наглядного показа. После это­го дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это вре­мя ребенок проявляет волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повы­шение психических и физиологических функций организма. Поэ­тому такой процесс не должен быть продолжительным.

Какое имеется этому обоснование?

Длительное возбуждение одних групп клеток или целых уча­стков коры головного мозга неизбежно вызывает явление тормо­жения в других. Внешне это проявляется в рассеянности вни­мания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нару­шении координации движений, иногда в возбуждении. Одна из важных функций торможения - защищать клетки мозговой ко­ры от перевозбуждений. Если раздражение становится слишком продолжительным пли часто повторяется, или, если оно оказыва­ется чрезмерно сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятым, какую роль играет дози­ровка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и от­дыха.

После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Имея дру­гое содержание, эти упражнения охватывают новые мышечные группы, связанные с работой определенных участков коры го­ловного мозга.

Перед выполнением знакомого упражнения дети выслуши­вают словесную инструкцию воспитателя и после этого воспро­изводят двигательные действия. Время, затраченное воспитате­лем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе на уровне динамического стереотипа, их автоматизации. Перед выполнением таких упражнений детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать спо­соб выполнении упражнения, после чего все дети включаются в движение,

Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количест­во повторений упражнений, обусловливающих своевременное чередование и необходимую взаимосвязь психической и физи­ологической функций организма.

Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность.

Общая и моторная плотность занятия. Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданным является восприятие детьми объ­яснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демон­страции воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнении и отдых.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность - наибольшая двигательная деятель­ность детей в процессе занятия, что и определяет продуктив­ность каждого конкретного занятия. Однако требование к мо­торной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуман­ного содержания занятия, и его квалифицированного про­ведения.

На необходимые вспомогательные действия в про­цессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходи­мых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костю­ме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) опреде­ляются как педагогически неоправданная затрата времени.

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспи­тательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоцио­нальный подъем.

Интерес на занятиях в любой возрастной группе обеспечива­ется определенной новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь ре­зультата. В младших группах интерес и эмоции являются спут­никами самого процесса выполнения действий, выпивающего удовольствие от ощущения мышечных движений и от успешно­го решения простейших задач.

В более старших группах интерес детей повышается при са­мостоятельном выполнении упражнений, сознательном преодо­лении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведе­ния занятия воспитателю необходимо хорошо знать особеннос­ти каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять ин­дивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную меру интенсивности психических и физи­ческих нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ос­лабление интереса и эмоций детей, опаздывающие реакции, рас­сеянность внимания, возбуждение - вое это может явиться в одном случае следствием недогрузки, в другом - перегрузки, утомления. Появление некоторой одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической, пе­регрузке. Все это свидетельствует о каких-то недочетах содер­жания и методики занятия.

Подобные явления должны предупреждаться рядом методи­ческих приемов, направленных в одних случаях к смене деятель­ности детей >и тем самым ослаблению замеченных признаков утомления, предложении детям таких заданий, которые уравно­вешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности, в других - к использованию игровых и соревновательных методов, повышаю­щих эмоции и целенаправленность действий.

Музыка создает у детей эмоциональный музыка на физкуль- подъем и содействует воспитанию ритмич­ности и выразительности движений. В со­ответствии с характером музыки.и отдельными средствами му­зыкальной выразительности (темпом, динамикой, метроритмом, формой) могут выполняться основные движения: ходьба, бег, подпрыгивания (за "исключением метания, лазанья, а также уп­ражнений в равновесии, связанных с индивидуальным ритмом выполнения), все обще развивающие упражнения, имеющие ха­рактер художественной гимнастики (с предметами и без них), а также подвижные игры с правилами.

Музыкальное сопровождение на физкультурных занятиях должно содействовать совершенствованию движений и решению задач музыкального воспитания.

По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Одно из них может соп­ровождаться музыкой. Необходимым условием для этого явля­ется тщательный и разнообразный подбор музыкальных произ­ведений и их квалифицированное исполнение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Петушок»

городского округа Стрежевой.

Консультация для воспитателей

Разные виды физкультурных занятий

Составитель: инструктор по Ф.К. Титова М.И.

МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Петушок».2010г

Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой подробно представлена в учебниках и пособиях (Кенеман а.В.,Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.). Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей:

Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:

Общеразвивающие упражнения (принципы подбора, чередования и методика подобно освещена в пособии Г.П. Лескова и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду).

Основные движения (система работы над ними представлена в книге Е.Н. Вавилова.Учите бегать, прыгать, лазать, метать).

Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Такова структура классического физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений.

Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер оригинальный или супер инновационный подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

На каждом физкультурном занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

Обучение основным движениям должно осуществляться по тём этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

Изходя, из своего опыта работы, я применяю следующие варианты проведения физкультурных занятий:

Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физзанятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности.

Тренировочные занятия – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.

Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов(например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышщ. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре.

Круговая тренировка – способ организации физических занятий. Используемый в основном в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нём в течении 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.

В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажёры. Этот вид занятий условно можно назвать, как занятия на тренажёрах.

Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

Для обеспечения более дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений встаршей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняется данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. виды основных движений и их количество зависит от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках могут быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнить упражнения. Это позволяет педагогу предлагать отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы: девочкам с лентами, мальчикам выбрать снаряд по желанию.

Наряду с проведением в течении года оздоровительной работы, целесообразно проводить занятия - походы. От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения – от 1,5 до 3-х часов в которые включается время привалов, отдыха игр, наблюдений и т.д..

Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзаками, бутербродами, фляжками с чаем), в первую часть пути дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен. Но очень важно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. В процессе движения организуются промежуточные остановки (для наблюдений, сбором природного материала и просто подышать воздухом леса) можно предложить немного попить.

На участке детского сада также возможно проведение занятий с элементами спортивного ориентирования. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами.

Кроме выше перечисленных занятий, проводятся еще и контрольно диагностические занятия. Оно может быть построено в виде «отбора в школу космонавтов» для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.

Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель:

Научить детей правильно и красиво двигаться,

Развивать их физические способности,

Воспитывать моральные качества,

Помочь освоить элементы техники выполнения движений.

Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его содержания и проведения.

Медико-педагогический контроль физического воспитания дошкольников

Для характеристики физического развития и состояния детей ДОУ используют основные показатели, которые в водятся в годовые отчеты, анализ работы по физическому воспитанию.

Показатель здоровья детей (ПЗ)

ПЗ = Число детей | группы здоровья х 100

Число детей ||| ,|V групп здоровья

Осуществляя медико-педагогические наблюдения, медицинская сестра должна ознакомиться с планом и содержанием физкультурного занятия, проверить, соответствует ли оно требованиям программы для детей донного возраста, состоянию их здоровья и уровню физической подготовленности.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

ОП= Полезное время

Продолжительность занятия

Умножаем на 100%

Общая плотность занятия должна составлять не менее 90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности (ДА) она должна составлять не менее 70-85%. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85% особенно в младших возрастных группах

Моторная плотность =Время, затраченное на движения

Общее время занятия Умножаем на 100%

Используемая литература

1.Г.П. Лескова и др. (Общеразвивающие упражнения в детском саду).

2.Кенеман А.В.,Хухлаева Д.В. (Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.).