Инструкция по укорачиванию велосипедной цепи. Faq: велосипедные цепи Как вынуть звено из цепи велосипеда

Укорачивать цепь обычно требуется при провисании - после долгого использования, серьёзной нагрузки или при смене набора звёздочек. Как укоротить велосипедную цепь, и как определить её правильную длину?
Всё просто:

  1. Переключаемся на самые крупные звёзды спереди и сзади.
  2. Размыкаем одно звено цепи.
  3. Максимально стягиваем цепь так, чтобы суппорт находился в горизонтальном положении.
  4. Добавляем одну пару звеньев и получаем искомую длину.

Во многих магазинах при покупке велоцепи предоставляется услуга по её подгонке - стоит ей воспользоваться, обычно у техников есть и инструмент, и должный опыт.

Инструмент

Интернет-специалисты и знатоки советских баек обычно рекомендуют гвоздь и камень, но прогресс не стоит на месте и лучше приобрести выжимку цепи (chaintool) - несложный инструмент, напоминающий детские тиски без станины, приобрести который можно за 500-1000 р.

Держать выжимку в рюкзаке есть смысл только при сложных многодневных походах, обычно это инструмент мастерской, потому при выборе не стоит обращать внимание на облегчённые версии и выжимки в мультитулах - обычно они ненадёжны и выбрасываются через 5-10 применений.

Если выжимки рядом не оказалось - поможет молоток, пара гаек и гвоздь, но об этом позже.

Последовательность действий

Рассмотрим, как укоротить велоцепь конструкции Галля (именно такая используется на 95-99% всех современных велосипедах).

Разъединяем

  1. Устанавливаем выжимку так, чтобы её стержень был ровно по центру пина (валика).
  2. Плавно вращаем ручку выжимки, пока валик не выйдет до уровня второй внутренней пластины.
  3. Разъединяем звено, не вынимая до конца пин.

Удаляем лишние звенья

  1. Фиксируем необходимую длину и определяем пин для выжимки, учитывая, чтобы освобождаемые пластины звена совпали с пластинами уже выжатого.
  2. Повторяем последовательность из п. №1, полностью выжав валик.

Соединяем

Сводим цепь и аккуратно, отцентрировав выжимку на старте и контролируя процесс каждые 0,2-0,3мм, вжимаем пин в освобождённое в п. №2 звено.
Некоторые предпочитают - в таком случае перед соединением следует проверить, продета ли она в переключатели.

Проверяем работоспособность

  1. Сам запрессованный ролик. Если наблюдаются скрипы или проблемы с подвижностью на звене - устанавливаем пластины на место, изгибая цепь вдоль плоскости звена до прекращения щелчков, хватит силы рук, инструмент не потребуется.
  2. Вся укороченная цепь. Пробуем сделать несколько оборотов на самых маленьких звёздочках - если есть проблемы, это будет заметно сразу.

Для цепи повторяющегося типа (half-link, с одной парой повторяющихся пластин) - процесс упрощается, выбирать парность не надо. Укоротить цепь облегчённых моделей и некоторых спортивных вариантов можно только специализированным инструментом, и порядок укорачивания описывается в фирменной документации.

Особенности работы при отсутствии выжимки

Отсутствие выжимки - тоже не беда. Вместо выжимки достаточно штыря - гвоздя, сверла, дюбеля, чуть меньше валика диаметром, и молотка, которым этот штырь будет выбивать пин. Главное - это аккуратность действий, важно чтобы удары не согнули пластины звена - для этого под цепь и внутрь звена прокладывают гайку или иной усилитель.

Если укорачивание без выжимки будет производиться впервые - рекомендуется потренироваться на неиспользуемом звене, так как работа потребует сноровки. Кроме того, без выжимки цепь в любом случае придётся снять с велосипеда, так как потребуется твёрдая опора.

Иногда бывают случаи, когда просто необходимо снять велосипедную цепь. Это, например, если она растянулась и Вам нужно демонтировать одно или несколько звеньев. Или Вы просто ее решили хорошенько очистить от грязи (чем мы сегодня и займемся). И это не сложно, если у нее есть специальный съемный замок цепи, но вот что делать с цепью, у которой его нет? Сегодня мы рассмотрим, как снять цепь на примере.

Составные элементы цепи

Прежде чем мы поговорим о том, как снять цепь, необходимо, чтобы Вы понимали, о чем идет речь. Для этого, ниже, мы приведем поясняющую картинку с составными элементами.

Очищаем цепь перед снятием

Ставим цепь на средние звезды (например, 2 — 5). Берем старую грязную тряпку. Обматываем цепь и вращаем педали назад. Добиться идеальной очистки не удастся, ведь часть масла и грязи находятся на звездах и при вращении она опять налипает на цепь. Поэтому прекращаем вращать педали, и очищаем небольшой промежуток (10-20 см) между звездами. На этом участке мы и будем разъединять велосипедную цепь.


Выдавливаем пин выжимкой

Я использую самую дешевую выжимку цепи (цена около 4$) и она прекрасно справляется со своими задачами.

Вставляем звено в пазы (как на картинке), поджимаем зажимным болтом (у него в середине есть подпружиненный стержень, куда и вылезет пин) и выдавливаем пин. Следует действовать аккуратно, чтобы выжимной стержень попал четко в пин. Не стоит спешить и в случае неудачи, следует поправить цепь и повторить процедуру.

После того как Вы все правильно выставили начинаем аккуратно вращать ручку по часовой стрелке. Если Вам не нужно демонтировать звено, а требуется просто разъединить цепь, то пин следует выдавливать не полностью. Изначально будет тугой ход, затем чуть легче, а под конец снова тугой. Вот на последнем этапе следует замедлиться и действовать аккуратно, чтобы не выдавить пин полностью (вставить назад будет проблематично). Вы смело можете снять выжимку и посмотреть, сколько еще требуется вращать ручку.

После этого разъединяем цепь (следует помнить, что цепь под натяжением, и чтобы она не улетела, и не поцарапала вам перья велосипеда, следует ее удерживать).

Чистка цепи, передних и задних звезд

После того как Вы сняли цепь ее смело можно придавать различным водным процедурам. Если используется мыльный раствор (сюда так же относятся и другие моющие/чистящие средства) после очистки ее хорошенько следует промыть чистой водой. По завершению стадии очистки отправляем ее на сушку. С чисткой звезд особых проблем тоже нет. Обращаем внимание на следующее, если у Вашего велосипеда дисковые тормоза, то диск предварительно необходимо снять с колеса, чтобы при очистке кассеты на него не летели масло и грязь (если этого не сделать, то придется еще вдобавок обезжиривать тормозной диск). Промываем все чистой водой и ждем, пока не высохнет.

Ставим цепь обратно

Продеваем цепь между роликами заднего переключателя и не забываем про рамку переднего. На картинке мы покажем, как должна находиться велосипедная цепь.

Вставляем звенья друг в друга (если на этапе разъединения все было сделано правильно, то цепь должна держаться).

После этого осматриваем место соединения. Пин должен равномерно выходить с обеих сторон цепи. Проверяем звено, оно должно двигаться без каких либо усилий (как и все остальные). После этого остается только смазать цепь и наслаждаться от езды на велосипеде.

Заключение

В данной статье Вы в полной мере узнали, как снять цепь велосипеда, у которой отсутствует замок. Выполнив все операции, Вы смело можете демонтировать цепь, не опасаясь неправильных действий.

Новая велосипедная цепь должна подходить по длине. Поэтому, у купившего новую сменную цепь часто возникает вопрос – как укоротить велосипедную цепь ?

Этот вопрос появляется потому, что велосипедные цепи продаются в коробках и имеют длину 114-116 звеньев. На шоссейных велосипедах или гибридах используется практически вся длина цепи, а на горных велосипедах цепь укорачивается до 106-108 звеньев.

Длинная цепь болтаться на неровностях и норовит собрать с земли песок и пыль. К тому же, некоторые велосипедисты модернизируют свой велосипед таким образом, что оставляют только пару звездочек и при этом максимально укорачивают велосипедную цепь. Это важно, например, для триала, когда на счету каждый грамм веса.

Но, даже если вы не занимаетесь велоспортом, а ваш железный двухколесный друг нужен вам для того, что бы кататься по городу, даже в жтом случае необходимо укоротить велосипедную цепь до необходимых параметров.

В нормальном состоянии велосипедная цепь должна выглядеть следующим образом:

Обратите внимание - цепь велосипеда на самых больших звездочках, задний суппорт максимально распрямлен.

Теперь цепь велосипеда на перекинута на самые маленькие звездочки. В этом случае суппорт практически уперся в ограничители и рамка с роликами не может подняться еще выше, а сам суппорт сдвинуться вперед. Длинная цепь велосипеда в таком случае имеет провисание.

Если на вашем велосипеде используется задняя подвеска, то длину цепи велосипеда необходимо подобрать при полностью расслабленной подвеске.

Укорачивание велосипедной цепи


Для того что бы укоротить велосипедную цепь ее необходимо разобрать. Для этого лучше всего использовать специальный инструмент "выжимку". Ее вы можете видеть на фотографии выше. Не старайтесь до конца вытолкнуть соединительный пин, иначе придется долго мучиться со вставлением его назад

Внимание! Цепи от фирмы Shimano всегда собираются на специальный connection pin. Выжатый пин повторному использованию не подлежит!

Теперь снимаем выжимку с цепи и рассоединяем ее, возможно придется приложить некоторое усилие. При необходимости можно использовать плоскогубцы с узкими губками для разъединения велосипедной цепи.

Определяем количество звеньев, которое можно удалить. О том, как подобрать длину цепи читайте в начале статьи. Разместив один конец цепи поверх другого, посчитайте количество звеньев, которое необходимо удалить без потери возможности соединения цепи.

Удаляем лишние звенья велосипедной цепи. При удалении звеньев так же используем выжимку, как и первом рассоединении. При этом соединительный пин выдавливаем полностью.

Соединяем велосипедную цепь. При соединении размещаем цепь таким образом, чтобы соединительный пин, направлялся в нашу сторону. Протягиваем цепь через задний и передний переключатели скоростей и приступаем к соединению концов цепи. Вставляем узкое полузвено между щечками широкого. Соединительный пин, при этом, должен совпасть с отверстием втулки и даже не на много войти в него, так как он выступает на пару мм над внутренней поверхностью щечки.

Остается только использовать выжимку и затолкнуть соединительный пин обратно на его место.

Чистка и смазка велосипедной цепи

Самый простой способ очистить велосипедную цепь – это обычная тряпка, сухая или, что гораздо лучше, пропитанная в керосине. Вы можете воспользоваться дегризером или специальной смазкой-смывкой: например, WD-40, AB-80, Weldtite TF-2. Лучшего эффекта можно достичь только чистя цепь с помощью специальных щеток или используя старую зубную щетку.

Новые цепи покрыты пластичной смазкой. Роль этой смазки двояка. Во-первых, смазка консервирует велосипедную цепь при длительном хранении, а во-вторых, используется при работе цепи, фактически это рабочая смазка наподобие графитовой. Рекомендуется удалить смазку с внешних сторон цепи сухой тряпкой, не рекомендуется промывать цепь перед использованием в растворителях, заводская смазка работает в цепи заметно дольше, чем любые жидкие масла и двухкомпонентные смазки которыми обычно попитывают велосипедные цепи.

Необходимость смазывания можно определить на слух. Если цепь начала пощелкивать или скрипеть при вращении педалей под нагрузкой, значит, пора заняться смазкой цепи.

Смазывать велосипедную цепь можно любым жидким маслом. Я использую самое дешевое из автомагазина. Однако, кроме жидких масел можно использовать и двухкомпонентные смазки, они после нанесения загустевают.

Перед смазкой цепь нужно очистить. Просто используйте баллончик с WD-40 и смойте ее остатки. Смазывать велосипедную цепь следует по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Самый простой способ - использование одноразового медицинского шприца – обычно уходит 0,5...1 см3 масла на одну смазку цепи. После смазки необходимо прокрутить цепь полминуты и вытереть ее насухо, удалив все выступившее на поверхность масло.

Еще статьи для велосипедистов .

Как заменить цепь на велосипеде со скоростями – инструкция + видео

Любому транспортному средству необходимо техобслуживание. Велосипеды не входят в число исключений. Их ключевым элементом в трансмиссионном узле является цепь. Скоростным велосипедам присуща большая «привередливость» для нормального функционирования. Периодичность замены или обслуживания цепного механизма во многом определяется стилем катания. Например, любители велотриала занимаются этим, находясь в процессе катания. Когда и каким образом меняется цепь на скоростном велосипеде?

Что нужно знать о видах велосипедных цепей?

Цепи для велосипедов бывают замочными и сплошными. Разъединение замочной вариации не представляет особого труда. Это удобно сделать обычной ниткой (проволокой), продев ее в соседние звенья (до и перед замком) и затянув петлю. Главное, избежать повреждения замка и не потерять его.

Раскрытие сплошной цепи возможно лишь при наличии специальной выжимки, хотя саму процедуру также нельзя отнести к категории сложных задач:

  • Потребуется установка цепи в положение выпрессовка-запрессовка оси.
  • Закручивание винта для вытаскивания пина.

Осевой запрессовке присуща противоположная последовательность: соединение звеньев и вдавливание пина посредством винта.

К сведению . Использование выжимки сопровождается расшатыванием оси, посему повтор расцепления – удел иного звена.

Каким инструментарием важно располагать для замены цепи:

  1. Ключом, с помощью которого снимется заднее колесо.
  2. Пассатижами, чтобы удерживать сегменты и пин.
  3. Выжимкой. Как отмечалось выше, данным устройством производится выпрессовка и запрессовка пинов.

Процедура снятия цепи в стандартной вариации – поэтапная инструкция

Велосипедистам, не имеющим достаточного опыта в подобных делах, рекомендуется запоминание общей схемы, отражающей расположение цепи на системе, кассете, переключателях. Тогда процедура ее последующей установки не вызовет сложностей.

Как только все нюансы зафиксируются в памяти (или на бумаге), можно приступать к дальнейшим шагам:

  • Очистке звеньев от грязевых накоплений. Если этого не сделать, грязь будет являться существенной помехой для следующих шагов.
  • Снятию заднего колеса. Отсутствие данной детали упрощает все действия, хотя опытные мастера благополучно пропускают сей этап. По сути, он не относится к обязательным мерам.
  • Выдавливанию пина, присутствующего во всех звеньях (металлического цилиндра, замыкающего звено). Здесь применяется выжимка.
  • Разъединению одного звена.
  • Выводу крайних звеньев из системы переключателей.

На этом извлечение цепи (изношенной или требующей чистки) можно считать завершенным. Сама процедура достаточно легкая при наличии инструмента и базовых знаний. Очень важна аккуратность выполнения и отсутствие силовых действий в процессе выпрессовывания.

Поэтапный процесс установки велосипедной цепи в форме инструкции

С велосипедами, имеющие одну передачу (синглспидами), все ограничивается навесом цепи на детали звездообразной конфигурации и замочным защелкиванием либо запрессовкой пина. Конструкция скоростных велобайков предполагает некоторые сложности в рассматриваемом вопросе.

Их можно обозначить следующими пунктами:

  1. Блокировка переключателей на трансмиссионных звездах малого размера.
  2. Далее на зубья звезд надевается цепь. При этом важно учесть расположение роликов, участвующих в ее натяжении.
  3. Затем выполняется совмещение цепных звеньев.
  4. Цепь зажимается, и впрессовывается ось или закрывается замок.

На финальном этапе происходит проверка хода. Для этой цели прокручиваются педали. Неправильный монтаж характеризуется провисанием установленного элемента и затрудненным кручением. Если подобного не наблюдается, установка цепи сделана по всем правилам.

В каких случаях, кроме износа, снимается цепь:

  1. Для глубокой чистки, когда необходимо удалить смазочный состав и накопившийся абразив.
  2. Для замены поврежденных звеньев.

Как определяется износ цепи?

Вышедшая из строя цепь растягивается, ее звенья смещаются, нанося вред звездочкам, что негативно сказывается на переключателях. Визуально выяснить степень износа достаточно трудно.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ЦЕПЯМ

Одинаковы ли цепи, применяемые в велосипедах?

Нет. В современных велосипедах применяются разнообразные цепи. Меняя цепь, вы должны учитывать, на какое количество звезд в кассете (кол-во передач) рассчитана данная цепь.

У меня велосипед с 9 звездами в кассете, какую цепь я могу поставить?

Только рассчитанную на 9 звезд (9, 18, 27 передач). Применять такие цепи на кассетах с меньшим числом звезд не рекомендуется, так как звезды там толще и, в некоторых случаях, возможно разжимание ими пластин цепи.

У меня велосипед с 8 (7, 6) звездами в кассете (трещетке), какую цепь я могу поставить?

Если у вас в кассете 8 звезд, то только цепи, рассчитанные на 8 звезд, если 7 - цепи на 7 или 8 звезд, если 6 или менее - цепь на соответствующее или большее (до 8) количество звезд.

На какое количество передач рассчитаны цепи Shimano HG?

Существует два варианта цепей Shimano HG (HyperGlide): на 7-8 передач - Narrow HG (например, цепь CN-HG50 группы Acera / Alivio) и 9 передач - Super narrow HG (например, цепь CN-HG92, группы Deore XT).

Какое количество звеньев является стандартным для цепи?

Цепи, продаваемые в коробках, обычно имеют длину 114 (Shimano) или 116 (KMC) звеньев. И если для шоссейных велосипедов или гибридов обычно необходимо использование всей или почти всей длины цепи, то для горных необходимо лишь 106-108 звеньев.

Поставил новую цепь, а она как-то слабо натянута, что делать?

Необходимо укоротить цепь на несколько звеньев. В случае, если используется задний переключатель необходимой емкости (например, с емкостью 43 звена, при системе 42-32-22 и кассете 11-32 - всего 41 зуб), для выбора необходимой длины цепи следует проделать следующее. Установить цепь на самые большие звезды спереди и сзади и укоротить цепь настолько, чтобы рамка натяжителя цепи была направлена почти горизонтально вперед и дать запас еще в 2 звена. При положении цепи на самых малых звездах, рамка заднего переключателя будет направлена под углом назад.

В случае использования заднего переключателя с короткой рамкой, можно укоротить цепь еще на несколько звеньев. Но в этом случае цепь и переключатель могут быть повреждены, так что следует очень внимательно подходить к выбору передач (не рекомендуется, так как всегда есть шанс ошибиться). Наилучший же вариант - заменить задний переключатель переключателем с необходимой емкостью.

Если у вас двухподвесочный велосипед, то подбирать длину цепи необходимо в том положении задней подвески, в котором звезды системы и звезды кассеты максимально удалены друг от друга.

Купил выжимку. Как менять цепь на велосипеде?

Установив цепь в направляющие, не забывайте поджать ее сзади упором. В первый момент усилие на ручке достаточно большое, затем, когда пин начнет выдавливаться, оно падает. Выдавливать пин целиком не следует, чтобы не было проблем при установке цепи в другой раз, хорошо, когда он остается в задней щечке цепи. При повторной установке цепи, ее переворачивают так, чтобы пин был на внешней стороне - это и удобнее, и зоны износа будут находиться немного в стороне.

ВОПРОСЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЦЕПЕЙ

Нужно ли чистить и смазывать цепь?

Любое устройство работает лучше и дольше, если регулярно чистится и смазывается, и велосипедные цепи - не исключение. Начинать всегда следует с чистки цепи, а смазывать, по возможности, только чистую цепь.

Нужно ли смывать с новой цепи заводскую смазку?

Новые цепи смазаны пластичной смазкой. Ее роль двояка. Во-первых, она необходима для консервации цепи при длительном хранении, во-вторых, это рабочая пластичная смазка наподобие графитовой. Я рекомендую удалить ее с внешней поверхности цепи сухой тряпкой, чтобы грязь не налипала на нее, но не рекомендую промывать цепь перед использованием в растворителях.

Как определить, нужно ли смазывать цепь?

Момент, когда цепь уже необходимо смазывать определяется на слух. Если цепь начала "стрекотать" при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, стоит отложить. В случае предварительной проварки цепи в пластичной смазке, не стоит лишний раз смазывать цепь, разжижая ее цепным маслом до тех пор, пока смазка не потребуется в явном виде. В обычных условиях, одной смазки жидким маслом достаточно раз в 100-150 км. Графитовая смазка держится заметно дольше. При езде в дождь, смазка вымывается много быстрее.

Какое масло лучше подходит для смазки цепи?

В общем случае, цепь можно смазывать любым жидким маслом. Но лучше воспользоваться специальным маслом для смазки цепей, например, Finish Line, White lightning или маслами фирмы Pedro"s, так как специальные масла отталкивают грязь, в то время как моторные, обладают моющими присадками, собирая всю грязь на себе, что является главным их минусом. Кроме жидких масел можно использовать смазки, которые после нанесения загустевают. Возможен вариант проварки цепи в пластичной, например графитовой, смазке, но сам процесс весьма трудоемок.

Как смазывать цепь наиболее эффективно?

Перед смазкой необходимо как можно лучше очистить цепь. Саму цепь стоит смазывать по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Я использую для этих целей одноразовый медицинский шприц - у меня уходит 0,5...1 куб. см. на одну смазку. Кто-то смазывает каждый пин отдельно, но я не люблю такую возню и просто держу иглу около зазора, крутя цепь педалями. После смазки стоит прокрутить цепь полминуты и вытереть насухо. Многие дополнительно вытирают цепь после нескольких километров движения. Не стоит заливать цепь огромным количеством масла, не вытирая его - дольше цепь от этого работать не будет.

Почему цепь должна быть чистой и сухой сверху?

На замасленную цепь очень быстро налипает много пыли и грязи, которая смалывается и, перемешиваясь с маслом, превращается в хорошую притирочную пасту, быстро разъедающую цепь. Сухая снаружи цепь вовсе не обязательно будет сухой изнутри.

А что насчет смазки звезд кассеты и системы?

При набегании цепи на звезды, ролики цепи обкатывают зубья звезд. Трения между ними практически не возникает, поэтому смазывать звезды нет никакого смысла, исключая случай консервационной смазки для длительного хранения.

Чем и как лучше чистить цепь?

Самый простой способ - сухая чистка обычной тряпкой. Но такой способ не очень эффективен. Можно предварительно опрыскать цепь смазкой-смывкой: например, WD-40, AB-80, Weldtite TF-2 , или их более дешевым аналогом российского производства ВТ-100. Большего эффекта можно достичь, чистя цепь при помощи специальных щеток и скребков или, на худой конец, старой зубной щетки. При этом, можно использовать какой-либо растворитель, например, керосин. Наиболее передовым способом чистки является использование специальных машинок для чистки цепи .

Надо ли зимой использовать какое-то более жидкое или специальное масло?

Любое масло с понижением температуры густеет, хотя, современные масла имеют довольно пологую температурно-вязкостную характеристику. Чем гуще масло, тем лучше оно работает в паре трения, но тем труднее его доставить в узкие зазоры между деталями цепи. Поэтому, я считаю, что зимой вполне можно использовать обычное масло для цепей, но смазку, по возможности, проводить в тепле.

Слышал, что цепи на байках надо менять, как часто это надо делать?

Подробно о цепях вы можете почитать . А если коротко, то цепь современного велосипеда по ряду причин служит не очень долго, по мере работы она удлиняется. Сильно изношенная цепь в свою очередь начинает быстро изнашивать звездочки. В результате, через 3000-5000 км придется менять и то, и другое. С другой стороны, для минимизации затрат на замену звездочек, стоит купить 2-3 цепи и через каждые 500-1000 км менять их местами, что позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий срок службы цепей примерно на том же уровне