Как натягивать цепь на бензопиле штиль. Правила замены и натяжки цепи на бензопиле. Проблемы с шиной

Цепная передача мотоцикла, в отличие от трансмиссии автомобиля, требует периодической регулировки, заключающейся в изменении степени натяжения. Натяжка позволяет избавиться от свободного хода трансмиссии, за которым обычно следует сильный удар, разрушающий важнейшие узлы мотоцикла. Однако нужно понимать, что чрезмерная натяжка приведёт к быстрому износу самой цепи, поскольку при работе задней подвески она будет сильно растягиваться, постепенно теряя свою форму. Поэтому каждому мотоциклисту стоит знать о методике выполнения такой процедуры.

Проверка

Вначале стоит определить, нуждается ли ваша цепь в натяжении — для этого необходимо провести контрольное измерение. Мотоцикл нужно установить на боковую подножку, сняв с него кофры и другие посторонние предметы. В качестве инструмента стоит взять рулетку, линейку или достаточно большой штангенциркуль. Убедитесь, что нагрузка на подвеску отсутствует, и приступайте к выполнению измерений.

Очень часто возникает вопрос, как должна быть натянута цепь, чтобы избежать ускоренного износа компонентов мотоцикла? Лучше всего свериться с инструкцией по эксплуатации, разработанной производителем мототехники, поскольку для конкретного транспортного средства нормативный показатель может быть индивидуальным. Если же такая возможность отсутствует, стоит воспользоваться усреднёнными значениями, равными:

  • 15-25 мм ;
  • 30-45 мм для отечественной техники и дорожных мотоциклов средней мощности;
  • 35-50 мм с большим объёмом двигателя;
  • 50-60 мм и внедорожной техники.

При проверке может обнаружиться, что фактический показатель выходит за допустимые рамки. При этом необходимо срочно провести натяжку цепи, чтобы избежать поломки мотоцикла в ближайшее время. Кроме того, стоит выполнить ещё одну проверку, оценив техническое состояние цепи. Постепенно прокручивая заднее колесо, определите степень провисания в каждой её точке — если этот показатель будет существенно различаться, деталь срочно нужно заменить. Если у вас сильно растянулась цепь, но нужно доехать до магазина или сервисного центра, то для регулировки вам нужно выбрать положение с минимальным провисанием.

Натяжение

Существует два основных механизма регулирования провисания цепи, которые используются различными производителями. Сложность процедуры в обоих случаях будет приблизительно одинаковой, однако стоит обратить внимание на основные рекомендации, связанные с натяжением. От правильного выполнения такой операции будет зависеть долговечность трансмиссии, а также других важнейших узлов мотоцикла.

Продольное перемещение

Чаще всего встречается система с продольными прорезями в маятнике — они позволяют перемещать ось, регулируя расстояние между ней и валом коробки передач. Для выполнения работы вам понадобится два ключа — 17*19 и 13*14. Установив мотоцикл на центральную подножку или подвес, большим ключом отверните крепления вала колеса — при этом удастся существенно ослабить его, что является необходимым условием для регулирования натяжения. Следом нужно взять в руки меньший ключ и отвернуть контргайки по обе стороны колеса.

Теперь вам необходимо будет узнать, как натягивать цепь — с двух сторон расположены регулировочные болты, которые перемещают колесо по прорези. Сильное натяжение с одной стороны может привести к перекосу колеса, в результате чего придётся полностью разбирать задний маятник. Поэтому специалисты рекомендуют поворачивать болты поочерёдно, совершая 1-2 оборота. Не забывайте периодически проверять степень натяжения цепи, оттягивая её пальцем — вы можете перестараться, что заставит потратить много времени на поиск нужного положения. На некоторых мотоциклах используются специальные натяжители — для установки оптимального положения их нужно переместить отвёрткой или просто подвинуть руками.

Когда вам удастся найти оптимальное положение заднего колеса, необходимо будет закрепить его, исключив дальнейшее перемещение. Вначале затягиваются контргайки, и только потом фиксируется ось мотоцикла. Внимательно проверьте, чтобы все соединения обеспечивали максимально плотное крепление и не позволяли колесу перемещаться. После этого вновь измерьте натяжение и попробуйте, как мотоцикл ведёт себя на ходу.

Эксцентриковый механизм

Некоторые производители предполагают использовать более сложный, но надёжный эксцентриковый механизм. Работать с ним абсолютно не тяжело, но вам потребуется большая сноровка, чем в описанном выше варианте. Чаще всего эксцентриковый механизм применяется для регулирования натяжения цепи в односторонних консольных маятниках, хотя встречаются и исключения.

Очень важно знать, как правильно выполнять регулировку — для этого вам не потребуется откручивать болты или контргайки. Из инструментов нужно подготовить только крупный шестигранник — его размер определяется каждым производителем индивидуально и может различаться в зависимости от конкретной модели мототехники. Поворачивая регулировочный винт, вы перемещаете ось по эксцентрично просверлённому отверстию, изменяя степень её натяжения.

К сожалению, часто приходится сталкиваться со случаями окисления регулировочного механизма — в особенности если мотоцикл эксплуатировался в морском климате. В таком случае вам придётся применить грубую силу. Чтобы повернуть шестигранник, ударьте по нему резиновой или деревянной киянкой. Будьте осторожны, поскольку чересчур сильный удар может сорвать резьбу механизма, после чего вам придётся ремонтировать маятник.

Дополнительные действия

Если вы знаете, как подтянуть цепь мотоцикла, вам не помешает проверить состояние звёздочек и других деталей трансмиссии. При обнаружении признаков существенного износа менять их стоит незамедлительно, поскольку поломки такого типа серьёзно влияют на надёжность и долговечность трансмиссии мототехники. Если же вы обнаружили сильное растяжение цепи от неё лучше сразу избавиться — в особенности если вы любите ездить на высокой скорости или выполнять трюки, опрокидывая мотоцикл на заднее колесо.

Кроме того, при плановой подтяжке цепи её также стоит очистить и смазать. Лучше пользоваться специальными средствами в баллончиках, которые подаются под большим давлением — они эффективно вымывают все посторонние отложения, а также проникают во все внутренние части цепной передачи, способствуя её эффективному смазыванию. Процедуры также выполняют при поднятой задней части мотоцикла, что позволяет быстро прокручивать колесо при необходимости. Существуют и специальные приспособления для очистки цепи. Устройство закрепляется на передаточном механизме транспортного средства, после чего остаётся только включить первую передачу и обеспечить непрерывную подачу чистящего вещества в приёмную трубку.

Проводят приблизительно каждые 500-2000 километров, что позволяет обеспечить надёжность и долговечность всех механизмов. При каждой очистке и смазке стоит проверять степень натяжения цепи, чтобы исключать её серьёзное провисание. Специалисты говорят, что в среднем натяжку приходится выполнять каждые 2-5 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации мототехники. Полностью менять цепь стоит каждые 10-15 тысяч километров либо чаще при агрессивном стиле езды или при частых выездах на бездорожье. Несоблюдение этих сроков ведёт к ускоренному износу трансмиссии и приближению дорогостоящего ремонта мотоцикла.

Профессиональный подход

Очень многие мотоциклисты относятся к натяжке цепи, как к обыденной процедуре, при выполнении которой можно делать значительные допуски и регулировать положение заднего колеса «на глаз». Такой подход при установке нужного натяжения цепи недопустим — все операции нужно выполнять максимально аккуратно и точно, пользуясь специальными инструментами. Если вы хотите продлить срок эксплуатации цепи и избежать сильного износа трансмиссии при использовании мотоцикла в экстремальных условиях, вам стоит приобрести специальный лазерный измеритель для установки оптимального положения колеса. В наиболее сложных случаях, если вы не можете разобраться в устройстве регулировочного механизма или не можете ослабить его, стоит обратиться к специалистам мотоциклетного СТО. Они выполнят все необходимые работы, предоставив вам гарантию качества результата и надёжности мотоцикла.

Регулярно натягивать цепь на бензопиле нужно не только для эффективности, но еще и для безопасности работника. На большинстве устройств (особенно марки Штиль) сбоку есть специальное устройство, как на фото, помогающее привести звенья в нормальное положение.

Как установить цепь на бензопилу?

Установить и натянуть цепь можно путем откручивания главного винта и надевания звеньев на ведущую звездочку и пильную шину. Важно следить за попаданием хвостиков в паз, чтобы они снова не слетели.

Прежде чем натянуть цепь бензопилы Husqvarna, стоит посмотреть на ее состояние и, если нужно, заменить ее на другую. После снятия этой части нужно внимательно осмотреть направляющий паз, по которому идут звенья. Именно там скапливается грязь, впитывающая в себя масло и мешающая натягивать режущую деталь. Очищается это место при помощи тонкого металлического предмета. Если такие действия не произвести, масло может не попадать на нижнюю часть шины, и после установки цепи звенья будут хуже скользить, что отражается на эффективности пиления.

Как натягивать цепь?

Чтобы правильно натянуть цепь на бензопиле Хускварна при незаведенном двигателе, сначала освобождаются винты, закрепляющие крышку. После этого поворачивается деталь, исправляющая натяжение. Если звенья провисают снизу (даже немного), то нужно их затянуть. Перед тем, как натянуть цепь на бензопиле (Хускварна, например), стоит почитать прилагающиеся документы. Ведь у механизмов разных фирм свои отличия.

Как должна быть натянута цепь на бензопиле? Определить это можно путем поднятия ее вверх. В норме хвостовик должен быть на одну треть погружен в паз. Если он вышел полностью, то цепь нужно натянуть, если вылез меньше, чем на 2 трети – ослабить. При прокручивании звенья должны свободно проходить по шине. После движения рукой звенья при нормальном натяжении проходят еще немного по инерции. Если цепь мгновенно тормозит, то это говорит о перетягивании.

Чтобы быстро натянуть цепь на бензопиле Штиль, существуют специальные устройства, помогающие сделать это без ключей. Для их использования достаточно освободить крышку звездочки, а затем повернуть регулировочное колесо влево для ослабления, вправо – чтобы натянуть. Все это делается, только когда звенья холодные.

Выбор цепи

Эффективность работы бензопилы Хускварна и ее срок службы зависят не только от умения натягивать звенья, но также от того, подходит ли она для определенной марки устройства. Различается эта деталь по нескольким критериям:

  • шагу;
  • толщине;
  • глубине пропила;
  • длине цепи и количеству ее зубьев.

Значение шага является для цепи главным параметром, на основании которого выбирается эта деталь. Его значение определяется промежутком между хвостиками. Распространенные варианты: 0,325, 0,375, 0,404 дюйма. Выяснить, какой тип нужен конкретной пиле, можно благодаря прочтению инструкции. Чем меньше шаг, тем меньшая мощность должна быть у механизма, на который следует ее натягивать.

Большой шаг влияет на «агрессивность» инструмента, то есть режущие звенья более сильно входят в древесину, и поэтому от работника требуется крепче держать бензопилу Дружба. Цепь 0,325 очень распространена среди бытовых и полупрофессиональных механизмов. Ее можно натянуть на бензопилы Дружба с мощностью, равной 3 л.с. Для распиливания небольших деревьев и строительных работ эта цепь подойдет лучше всего.

Обозначение цифры 0,375 встречается редко, так как маркировка для удобства покупателей заменена значением 3/8, ведь 75 и 25 легко спутать, если покупка осуществляется непрофессионалом. Мощность бензопилы Гудлак, например, должна равняться 4 л.с. Иначе инструмент может испортиться.

Звенья с шагом 0,404 можно натягивать только на профессиональные механизмы, обладающие мощностью более 5 л.с.

Итак, основные маркировки:

  • 0,325;
  • 0,375;
  • 0,404;

Классификация цепей по толщине

Паз на пильной шине на разных агрегатах имеет свою толщину, поэтому для большей эффективности работы лучше выбирать оптимальную. Минимальный параметр равен 1,1 мм. Такую деталь можно установить только на бытовые механизмы с маленькой мощностью. Цепь с шириной звена 1,3 мм более популярна. Применяется как на дешевых, так и на полупрофессиональных бензопилах Гудлак.

Остальные типы используются на мощных инструментах: 1,5, 1,6 и 2 мм. Последние 2 из перечисленных только для профессиональных механизмов Урал. Но прежде чем выбирать деталь по толщине, нужно узнать, какую из них вообще можно установить на пильную шину конкретного инструмента.

  • 1,1 – самые простые пилы;
  • 1,3 и 1,5 – полупрофессиональные;
  • 1,6 и 2 мм – самые мощные.


Правильный уход за цепью и своевременное натяжение служит залогом долговечности. При должном внимании к бензопиле Урал или другой марки и самому работнику легче справляться с хорошо настроенным инструментом. Представленное видео помогает понять принцип обращения с механизмом.

Эксплуатация бензопилы требует наличия не только знаний и опыта, но еще и специального ухода. Каждый раз перед применением инструмента нужно производить осмотр его технического состояния. Особенно важно знать, как натянуть цепь на бензопиле, и что для этого понадобится. Если не производить проверку степени натяжения механизма сцепления, то в процессе работы изделие может слететь или порваться, причинив серьезный вред здоровью.

Почему цепь нужно натягивать

Приводной механизм бензопил - это двухтактный ДВС, представленный в виде одного цилиндра. Главным рабочим механизмом считается цепь вместе с шиной. Шина является направляющим устройством, по которому перемещается режущий элемент. Цепок основывается из зубьев, которые делятся на ведущие, режущие и соединительные.

Ослабленное изделие на инструменте

В процессе функционирования бензопилы происходит нагревание цепи. Это негативное явление, которое снижает срок службы изделия. Чтобы избежать быстрого износа режущих элементов, конструкция бензопилы предусматривает подачу масла, которое одновременно охлаждает устройство и смазывает механизм.

Растянутая цепь может в любой момент слететь с шины, что приведет к самым неприятным последствиям. Чтобы не рисковать своим здоровьем, нужно знать, как натягивать правильно цепь на бензопилах. Причем в натяжении нуждаются не только бензиновые агрегаты, но и электропилы.

Механизмы натяжения

Прежде чем узнать, как правильно натянуть цепь бензопилы, нужно разобраться с механизмами выполнения данной задачи. Регулировка натяжения выполняется при помощи классического варианта, представленного в виде болтового соединения.

Регулировочные механизмы

Бензопилы профессионального предназначения имеют регулировочные механизмы, позволяющие выполнить регулировку путем перемещения рычага или поворотами дисков. Если для натяжки применяются натяжители, то степень завинчивания фиксируется специальными контрагайками.

Цепь должна быть натянута до определенного момента. Ее нельзя сильно перетягивать, так как это приведет к преждевременному ее разрыву, и нельзя оставлять ослабленную. Регулировочные процедуры следует проводить исключительно на инструменте в остывшем состоянии. Когда инструмент нагрет, то цепь растянута, поэтому процесс регулировки будет неправильным.

Процесс натяжения

Негативные последствия неправильной регулировки включают в себя избыточный ее перегрев. При сильном перегреве быстрее изнашиваются звенья, затупляются зубья, происходит растяжение, что в итоге заканчивается необходимостью покупки новой детали.

Как ставится цепь на бензопилу и регулируется

Теперь разберемся, как натягиваются цепи на бензопилах, и как правильно выполняется эта процедура. Процедура регулировки вовсе не сложная, а проверка ослабления натяга должна выполняться каждый раз, перед эксплуатацией инструмента. Если бензопилу держите в руках впервые, то немаловажно первую регулировку осуществить согласно инструкции:

  1. Первоначально демонтируется старый механизм, который растянулся, и уже не подлежит натяжению
  2. Инструмент укладывается на бок, чтобы шина оказалась в верхней части
  3. Вывинчиваются два гаечных крепления, после чего демонтируется защитная накладка
  4. Снимается шина вместе со старой цепкой. Шины также подлежат замене, когда снижается глубина паза. Обычно они служат не менее 2-3 замен цепи, но все зависит от качества изделия
  5. На шину надевается новая цепь, только при этом важно расположить ее правильно. Заостренные зубья сверху шины должны быть с противоположной стороны от инструмента
  6. Когда установлена цепь на бензопилу, можно ставить шину на место, фиксируя ее регулировочными гайками

Вывинчивание гаек для доступа к винту

На этом процесс замены закончен, и остается произвести процедуру натяжения. Для этого существует два способа, которые называются фронтальным и быстрым. Фронтальный способ наиболее актуален, и выполняется следующим образом:

  • Ослабляются гайки крепления шины, после чего последняя деталь поднимается за край
  • При помощи регулировочного винта происходит натяг цепи до нужного параметра
  • Гайками производится зажатие шины в установленном положении
  • Руками осуществляется проверка натяжения

Быстрый способ менее актуален, и зачастую применяется только на инструментах с новыми цепями и шинами. Принцип регулировки быстрым методом основывается на ослаблении гайки в виде барашка. При этом винт натяжительного механизм закручивается до упора по ходу движения часовой стрелки. Барашковая гайка в конце работы затягивается, после чего нужно опустить ручку. Как проводится натяжение цепей на бензопилах, показано в видео-материале.

Как проверяется правильность натяжения

Процесс регулировки не представляет собой ничего сложного. Однако от правильности выполнения этой процедуры зависит эффективность инструмента, а также срок службы его составных частей. Чтобы убедиться в том, что цепь правильно натянута, следует выполнить ряд следующих действий:

  1. Перемещение цепи вручную должно быть легким и свободным
  2. Взяться за изделие в верхней части шины, после чего потянуть его вверх. Оптимальное значение растяжения составляет 2/3 выхода ножки цепи (хвостовика)
  3. При передвижении изделия по шине не должно появляться посторонних шумов и скрипа

Место расположения регулировочного винта

Подготовка бензопилы

Прежде чем говорить о том, как правильно натянуть цепь бензопилы, важно обозначить несколько простых правил. Во-первых, обслуживание необходимо проводить при выключенном двигателе и без риска его случайного запуска. Во-вторых, все работы осуществляются после остывания инструмента. Дело в том, что горячая пильная цепь имеет большую длину, чем холодная. Если начать ее натяжку, то возникнет риск стягивания и деформации шины после остывания.

Помните о безопасности! Надевайте защитные перчатки, чтобы не порезать руки острыми звеньями цепи.

Проверка натяжения цепи

Если пильная гарнитура установлена недавно и имеет небольшой износ, нет смысла менять цепь. Достаточно отрегулировать ее натяжение. Каковы признаки недостаточного натяжения? В нижней части шины цепь провисает, в верхней – смещается вбок. Это приводит к перекосу во время пиления, а значит, сказывается на сроке службы шины – она изнашивается неравномерно. Кроме того, недостаточное натяжение цепи повышает риск ее соскакивания с шины и является причиной повышенного износа пильного полотна и приводной звездочки. Так как правильно натянуть цепь бензопилы – не значит только лишь избавиться от ее провисания, важно еще не перетянуть ее. Затрудненный ход полотна в шине способствует увеличению нагрузки на двигатель и другие рабочие узлы инструмента. Попробуйте рукой прокрутить цепь вокруг шины. Если это удается с трудом, ее нужно ослабить.


Важно знать! Чаще всего натяжения требует новая цепь, так как она имеет свойство растягиваться в начале эксплуатации. Постоянно проверяйте ее натяжение и при необходимости регулируйте. Так вы продлите ее срок службы и снизите износ других важных деталей пилы.

Установка новой цепи на шину

Чтобы заменить пильное полотно, следует высвободить шину и снять старую цепь. Для этого ослабляют крепления крышки, которая удерживает пильную гарнитуру, снимают цепь со звездочки и извлекают оснастку. Новая цепь должна иметь такие же размеры, как и старая. Ее устанавливают на шину в продольный паз ведущими звеньями. Свободный конец цепи крепят на звездочку. Обязательно убедитесь, что по всей длине гарнитуры звенья вошли в паз. Установите шину на штифт в месте крепления к инструменту. Закройте этот узел крышкой и зафиксируйте шину. Для этого используются винты либо поворотный регулятор.


Совет: чтобы шина изнашивалась равномерно, рекомендуется ее переворачивать – менять местами верхнюю и нижнюю часть. Ориентироваться можно по надписи на шине. Например, если буквы были расположены правильно, при замене надпись должна быть вверх ногами.

Натяжение цепи

В инструкции к инструменту должно быть описано, как правильно натянуть цепь бензопилы. Однако не всегда есть возможность ею воспользоваться. Поэтому мы расскажем о последовательности действий при обслуживании пил с разным типом натяжения цепи.

1. Традиционное натяжение цепи с помощью инструмента

Понадобится стандартный ключ, который обычно входит в комплект поставки бензопилы. С одной стороны у него имеется рабочая часть для откручивания гаек, а с другой – шлицевая отвертка. Сначала нужно ослабить гайки на крышке, которая закрывает место крепления шины. Затем вставить отвертку в специальный паз и вращать ее для натяжки цепи. Не стоит усердствовать – лучше натягивать цепь постепенно. Сделать несколько оборотов – проконтролировать натяжение руками, оттянув цепь в нижней части шины. После завершения регулировки надо закрутить гайки на крышке.

2. Безинструментальное натяжение цепи

Такой способ проще и быстрее. Сбоку на крышке имеется регулировочный винт для натяжения цепи. Вращая его, вы контролируете уменьшение провисания цепи.



Финальная проверка

Как понять, что цепь бензопилы натянута правильно? Она не должна провисать снизу, и при ее оттягивании внутренние зубья должны выходить из паза шины не более чем на 4 – 6 мм. Важно убедиться и в том, что цепь не перетянута. Для этого прокрутите ее вручную вдоль шины в направлении вращения, как при пилении. Если ход легкий, значит, вы сделали все правильно. Считается, что лучше чуть не дотянуть цепь, чем перетянуть ее. В процессе работы это быстро обнаружится и отрегулируется. А вот затруднительный ход пильной оснастки заметен не сразу и оказывает пагубное воздействие на двигатель. Выполняя обслуживание инструмента своими руками, вы будете знать, как правильно натянуть цепь бензопилы без риска повреждения ее рабочих узлов. Как только вы добьетесь оптимального натяжения, можно зафиксировать все крепежные элементы и включить инструмент. Дайте ему поработать на холостом ходу, без нагрузки. Затем заглушите двигатель и убедитесь, что цепь не слетела и не провисла. Таким инструментом можно начинать работать.

Если вы хотите купить цепь и другие приспособления для обслуживания цепной пилы, закажите их в специальном разделе нашего интернет-магазина. И помните, что правильное и регулярное обслуживание инструмента продлевает срок его службы и делает работу более производительной. Позаботьтесь о своей пиле уже сегодня!

Независимо от класса и назначения бензопилы, в состав режущего устройства входит направляющая шина и с натяжным устройством. В инструкции имеется информация о том, как правильно натянуть цепь на бензопиле, чтобы исключить дополнительные нагрузки на двигатель и ускоренный износ гарнитуры.

Данный элемент пильного механизма используется в условиях больших переменных нагрузок, поэтому в процессе работы требует постоянного контроля. Характерная особенность эксплуатируемых пильных цепей — увеличение размеров вследствие образования зазоров в соединениях звеньев.


Ускоренное удлинение детали происходит на этапе и в последней четверти эксплуатационного ресурса. На протяжении этих временных интервалов гарнитура нуждается в особом внимании и тщательном обслуживании.

  • Причиной быстрого растяжения пильной цепи может быть плохое качество материала бюджетной модели, несоответствие конфигурации венца и чрезмерный износ ведущей звездочки, неисправность или неэффективная работа системы смазки.
  • Полноценная работа цепи бензопилы также во многом зависит от состояния шины и ведущей звездочки, качества и производительности системы смазки, своевременной и грамотной заточки кромок режущих звеньев.

По мнению профессиональных пильщиков, на долговечности гарнитуры отражается стиль работы оператора и уровень эксплуатационных нагрузок. В большей степени растяжению подвержены цепи бюджетной группы, более дорогой фирменный ассортимент по техническим и рабочим свойствам замечаний не имеет.

Негативные последствия неправильной регулировки цепи

Проверка состояния и натяжка цепи входит в обязательный перечень подготовительных работ.

От того, насколько удастся правильно поставить цепь, зависит:

  • продолжительность ее последующей эксплуатации;
  • безопасность распиловочных работ повышенной сложности;
  • ресурс двигателя и бензопилы в целом.

Перетянутая гарнитура резко снижает производительность работы, инициирует избыточные нагрузки на силовой агрегат и трансмиссию. Также имеет место перегрев шины и перерасход топлива.

Прослабленная цепь может слететь с шины или порваться. Образование травмоопасных моментов частично или полностью устраняется системами аварийной остановки и улавливателями, позволяющими с большим или меньшим успехом распутать цепь бензопилы и определить ее пригодность для последующей эксплуатации.

Установка детали с поврежденными или деформированными звеньями может привести к неравномерному износу направляющей проточки шины и другим нежелательным последствиям.

Натяжные устройства


Классический натяжитель цепи бензопилы бюджетного класса, как правило, представляет собой резьбовый болт с регулировочным компонентом, стандартного или бокового расположения. Настройка натяжения цепи производится входящим в штатный комплект ключом или отверткой.

Более дорогие модели оборудованы удобными в работе устройствами, позволяющими натянуть цепь одним движением рычага или поворотом регулировочного диска.

В первом случае степень натяжения фиксируется контрагайкой, во втором — шина и натяжитель цепи блокируются в заданном положении установкой крышки. В обоих вариантах гарантируется надежная фиксация цепи в заданном положении, возможность компенсации ее вытяжки с минимальными потерями рабочего времени.

Преимущества выработки цепного комплекта

Цепь и шина входят в перечень сменного оборудования, поэтому пильщик в зависимости от особенностей работы может использовать несколько гарнитур разной длины и производительности. Средний срок службы износостойких фирменных шин позволяет выработать ресурс трех пильных цепей.

Режущие кромки пильных звеньев цепи нуждаются в периодической заточке. В неоспоримых достоинствах эксплуатации комплекта из нескольких цепей — равномерный износ приводной звездочки и хорошая совместимость с входящими в дополнительный комплект цепями.

Особенности ручной и механизированной заточки


Затупление режущих кромок пильной цепи проявляется:

  • заметным снижением производительности;
  • выбросом мелкой стружки;
  • появлением характерного запаха горелой древесины.

Для восстановления режущих свойств цепей используется несколько видов заточных приспособлений.

В самом простом варианте — это закрепляемый на шине держатель в комплекте с , в другом — с силовым приводом. Обе технологии имеют собственные преимущества и недостатки.

Малопроизводительная и затратная по времени способствует сохранению ее ресурса. Механизированный способ обеспечивает хорошую производительность, но отсутствие индивидуального подхода к каждому режущему звену цепи отрицательно сказывается на ее долговечности.

Последовательность замены и регулировки пильной цепи

Самостоятельно поменять цепь бензопилы бытового и профессионального уровня технически несложно. Залогом успешного выполнения регулировочных работ станет точное соблюдение рекомендаций прилагаемой инструкции.

Из-за теплового расширения металла, установка цепи на бензопилу и последующая регулировка производится только на холодной шине.

  • В классическом решении технология предусматривает включение блокировки от случайного запуска двигателя, отворачивание резьбового крепежа, демонтаж шины и очистку направляющего паза от опилок.
  • Далее следует убедиться в соответствии размеров хвостовиков ширине паза, определить, какой стороной ставить цепь на бензопилу, закрепить шину и отрегулировать цепь в указанной инструкцией последовательности.
  • Перед тем как одеть цепь на бензопилу, следует удостовериться в том, что направление цепи на бензопиле соответствует заявленным требованиям, а механизм натяжения цепи имеет достаточный запас свободного хода.

Способы проверки степени натяжения

Для проверки степени натяжения достаточно оттянуть цепь в средней части шины, выход хвостовиков звеньев допускается не более чем на 2/3.

  • Нормально отрегулированная цепь не должна заедать при перемещении по шине вручную.
  • Также исключается скрип и другие посторонние шумы в районе расположения ведущей звездочки.
  • После прогонки цепи необходимо проверить затяжку резьбового крепежа шины и защитной крышки.

После длительной эксплуатации не натягивается цепь вследствие нехватки регулировочного хода натяжного механизма. Конструкционное устройство цепи позволяет уменьшить ее длину удалением нескольких звеньев. С другой стороны, такая экономия оборачивается потерей плавности хода цепи и форсированным износом проточки шины и венца ведущей звездочки.