Древнеиндийская философия. Философия йоги для начинающих Основоположник школы йоги

В едических писаний невероятное число, возможно, это самое большое в мире собрание духовных текстов. Они раскрывают практически все аспекты жизни любого человека, нет таких вопросов, на которые не могли бы ответить Веды.

Общепринято считать, что мудрец Вьяса (Кришна Двайпаяна), сын мудреца Парашары и Сатьявати, - автор четырёх Вед и множества Ведант. Но так как с санскрита слово «Вьяса» переводится как «редактор» или «подробное изложение», вероятно, что подпись «Вьяса» была общей для всех авторов, кто записывал текст.

Так называемые Шрути (Услышанное), или Веды, изначально были одним целым, они являлись извечным, трансцендентным, изначальным знанием, рождённым из первого звука ОМ, произнесённого Брахмой при сотворении материальной природы. Веды говорят о цикличности времени: существуют благостные времена, когда знания не нуждаются в записи, все люди знают веды наизусть и живут, следуя их законам. Но есть и времена как культурного, так и интеллектуального упадка, и для грядущего века Кали, для деградирующего общества, неспособного запоминать и понять суть Вед, Вьяса разделил их на четыре части и впервые записал.

  1. Ригведа - веда гимнов,
  2. Яджурведа - веда о жертвенных формулах,
  3. Самаведа - веда песнопений,
  4. Атхарваведа - веда заклинаний.

Несмотря на то, что сам Вьяса говорил про записанные Веды, что «знания стали доступны даже шудрам», большинству современных людей Веды невероятно сложны для понимания.

Каждая Веда (Шрути) состоит из четырёх частей:

  1. Самхиты,
  2. Брахманы,
  3. Араньяки,
  4. Упанишады.

Самые древние части - это сборники мантр для богослужения - Самхиты; основа и скелет - Шрути; к ним примыкают Брахманы - части Вед, объясняющие ритуалы, поясняющие процессы церемоний во время жертвоприношений и обрядов; Араньяки («лесные») - направлены, как и Брахманы, на пояснения техник проведения ритуалов. Позднейшие тексты из Шрути - Упанишады, их задачей являются философские разъяснения понятий Бога, мировосприятия, медитации, основ жизни, устройства общества и быта. Они считаются основной сутью Вед.

Дополняющие Шрути (Услышанное) - это Смрити (Запомненное), в них входят пять типов писаний:


Дхарма-шастры - свод законов, норм поведения и этикета для человека в различные временные периоды (18 книг).

Итихасы - истории и сказания, такие как «Махабхарата», «Рамаяна».

Пураны - некие былины-предания о различных аспектах ведической традиции. Основные такие писания называются Маха-пураны («великие») и Упа-пураны («дополнительные»). В них описывается сотворение вселенной, вторичное сотворение после разрушения, генеалогия богов и мудрецов, происхождение людей и истории различных Родов. Кроме этого, существуют Стхала-пураны - истории о создании различных храмов, и Кула-пураны - истории о происхождении варн.

Веданги - 6 дополнительных текстов:

  1. Вьякарана - санскритская грамматика,
  2. Джьотиша - небесное светило (астрология),
  3. Кальпа - наука о ритуалах,
  4. Нирукта - этимологические трактования,
  5. Шикша - фонетика, наука о правильном произношении гимнов,
  6. Чандас - наука о поэтической метрике.

Агамы - писания, провозглашавшие наивысшей ипостасью Бога Шиву (шиваитские Агамы), Бога Вишну (вайшнавские Агамы) и Женскую Божественную энергию Шакти (шактийские Агамы).


Кроме Упанишад классических, существуют «сектантские» Упанишады, относящиеся к разным школам и традициям: вайшнавские Упанишады - 14 штук, шактийские Упанишады - 9 штук, и шиваитские Упанишады - 14 штук.

Ведические направления и школы

Вьяса также считается автором «Веданта-сутры», эпоса «Махабхарата» и «Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата-пураны». Несмотря на старания Вьясы, желание разъяснить суть вопроса для грядущего поколения, его писания породили множество школ, споров и комментарий к его тысячелетнему труду. После окончания ведического периода (по разным источникам, от 1 до 7 тысяч лет до н. э.) образовываются шесть Даршан (Астика) - философских ортодоксальных школ (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика), которые принялись спорить о первичности и важности материальной природы и Бога.

Санкхья - построенная на философии взаимодействия Пуруши (мужской, неподвижной энергии, вселенского духа) и Пракрити (женской, творческой, подвижной материальной природы). Свойства Пракрити - непостоянство и вечная изменчивость - это гуны материальной природы: Саттва (благость), Раджас (страсть), Тамас (невежество). Свойство Пуруши, неизменчивой и постоянной энергии, - многообразность и способность воспринимать отдельно части как индивидуальное сознание. Пуруша - сам по себе, Ниргуна - не имеющий свойств, но, «бросая взгляд» на Пракрити, ложно отождествляет себя с ней и проявляет в материальный мир поочередно элементы с их свойствами.

Йога - также ортодоксальная философская школа и во многом основывается на школе Санкхья. Основателем школы был Патанджали, он автор основополагающего текста «Йога-сутры». Цель - освобождение от иллюзий посредством сосредоточения ума.

  • Ньяя - основной текст «Ньяя-сутра»; основана на логической системе познания, достоверном и недостоверном познании. Достоверное - восприятие, вывод, сравнение и свидетельство, а недостоверное познание - память, сомнение, ошибка и гипотетический аргумент. Часто сравнивают эту школу с диалектической школой древних греков. Идеи этой школы встречаются в «Махабхарате» и «Рамаяне»: диалектик Готама спорит с Рамой.
  • Вайшешика - основатель - мудрец Канада («пожиратель атомов»), писание «Вайшешика-сутра». Эта школа враждебна к идеям буддизма, но так же, как и Ньяя, говорит о вечных атомах (земли, воды, огня, ветра) и акаше (эфире). Материальный мир не вечен из-за постоянного движения, соединения и разъединения атомов, атомы, в свою очередь, проявляются благодаря изначальному Творцу. Впоследствии Вайшешика и Ньяя слились.
  • Миманса - направлена на подтверждение авторитета Вед, но в большей степени направлена на понимание огненных жертв и мантр. Она признаёт реальность материальной природы, души и Бога. Благодаря кармическим законам из совокупности атомов создаётся материальный мир, и признания Бога для формирования бытия необязательно.
  • Веданта - основана на писаниях Вьясы. Как и Миманса, Веданта признаёт авторитетность Вед, но упор делает, в отличие от неё, не на Самхиты и Брахманы, а на Араньяки и Упанишады. Основная мысль - это самопознание человеком абсолютной истины (Брахмана). Главными текстами признаётся «Веданта-сутра», тексты афоризмов. Они были направлены на укрепление авторитетности вед, из-за распространения буддизма брахманизм стал утрачивать своё влияние. Интерпретации афоризмов породили множество новых различных взглядов и направлений школ, в частности Веданта породила шесть новых учений, три из которых наиболее распространены на территории Индии - это Адвайта-веданта, Вишишта-адвайта, Двайта. И три более позднего периода, Двайта-адвайта, Шуддха-адвайта, Ачинтья-бхеда-абхеда.
  • Адвайта - школа, основоположниками которой стали Гаудапада и Шанкара. Адвайта означает «недвойственность». Эта школа считает реальностью только личность Бога, всевышнего Брахмана, а все остальные проявления - иллюзорными. Под идеей недвойственности подразумевается единство Атмана и Брахмана.
  • Двайта - школа, созданная Мадхвой. Он утверждал, что джива не является непосредственной частью Брахмана, она отдельна от него, существует вечно, а её существование зависит от степени погружения в сансару. Также школа считает, что собственных усилий недостаточно для освобождений, Бог сам выбирает тех, кто должен спастись.
  • Вишишта-адвайта - школа, признающая реальным и личность Бога-Творца, и материальную природу, все дживы «возвращаются» в изначальное состояние Параматмы. Основатель Рамануджа.
  • Двайта-адвайта - принципы одновременного единства и отличия. Основатель школы Шри Нимбаркачарья, он говорит о трёх видах реальности - души, Брахмы и материальной природы. Душа и материя отличны от Брахмана, но зависимы от него. Всевышний является тем, кто наслаждается, а материальная природа - то, чем он наслаждается. Объекты поклонения - Кришна и Радха, метод поклонения - Бхакти-йога.
  • Шуддха-адвайта - чистая недвойственность. Основанная Валлабхой школа базируется на четырёх текстах: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-Гита», «Веды» и «Веданта-сутра». Первое писание считается наивысшим. Основная идея: Парабрахман - неизменнный, без материальных качеств (Ниргуна), бесконечен, проявляет вселенную из себя, бесконечно трансформируясь, остаётся неизменным. Материальная природа, вышедшая из Брахмана, также является реальной и представляет собой его тело.
  • Ачинтья-бхеда-абхеда, или Гаудия-вайшнавизм , - основатель Чайтанья Махапрабху, он учил о единении живатмы с Брахманом, но одновременно различной с ним, и непостижимости этого процесса. Наивысшей ипостасью Бога считал Кришну.

В каждой из этих школ есть своя трактовка слова «йога» и методы выполнения духовных практик. Многие из которых получили отдельный статус в современном мире и сформировались в отдельные учения и школы.

Йога в ведических писаниях

Первое упоминание о йоге встречается в Ригведе и используется в смысле «упряжка».

1.018.07a Без кого не ладится жертвоприношение даже у вдохновенного,
1.018.07a yasmād rte na sidhyati yajño vipaścitaś cana
1.018.07c Тот погоняет упряжку мыслей.
1.018.07c sa dhīnāṃ yogam invati
2.008.01a Как стремящийся к награде (торопит) колесницы, (Так) поощри восхвалением упряжки Агни
2.008.01a vājayann iva nū rathān yoghān agner upa stuhi
10.114.09a Какой мудрый умеет запрячь стихотворные размеры?
10.114.09a kaś chandasāṃ yogam ā veda dhīraḥ ko dhisnyām prati vācam papāda.

В ведических писаниях есть сравнение тела человека с колесницей, его органы чувств - это пять запряжённых в неё коней, Атман - хозяин колесницы, ум - это возничий, а дорога, по которой скачет колесница, - это объекты чувств, и, вероятно, упряжка, благодаря которой ум может направлять свои чувства, - это Йога.

Кроме перевода «упряжка» йога имеет множество значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и ещё множество других. Есть перевод как «идеальное действие», и является совокупностью духовных, психофизических практик, нацеленных на изменение привычного состояния человека, и достижения им высшего духовного состояния Нирваны.

Существует версия первоначального звучания слова «йога» на территории современной Руси - это Иго. В современном понимании это нечто агрессивное, некий политический гнёт, но в древние времена «йога» звучала как «иго» и произошла от корня «запрягать». «Иго-го» до сих пор ассоциируется с лошадью и не идёт вразрез с версией об упряжке.

В различных писаниях говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира. Например, Шива в медитации познаёт искусство йоги и даёт её как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. В других вариантах это делает Брахман, рождая Знание, Йогу, Отречение и Тапас в виде четырёх Кумар - вечных младенцев, которые никогда не достигнут юности, полового созревания и старости. Несмотря на вариации, парампара йоги ведётся от Шивы.

Однажды Шива сидел на берегу реки в медитации, к нему пришла его драгоценная супруга Парвати, восславила его и поинтересовалась, что за ожерелье из человеческих черепов висит у него на шее. Тогда Шива поведал ей, что всё это - её головы. Жизнь богов очень продолжительная, случается, они забывают о своём рождении и о смертности. «Каждый раз, когда ты умирала, - сказал Шива, - я забирал твою голову и вешал, как бусинку, на своё ожерелье, потом находил тебя в новом воплощении и брал в жены». Парвати была в изумлении от услышанного и спросила у своего супруга, как ей прекратить этот цикл смертей и рождений. Шива ответил, что много раз пытался передать ей знание йоги, но она, недослушав, всегда засыпала. В этот раз случилось тоже самое, когда держатель трезубца стал рассказывать Парвати о йоге - недослушав, она уснула. Тогда Шива воскликнул: «Ну хоть кто-то меня слушает?» Тогда к нему подплыла рыбка и ответила, что она слушала, и Шива превратил рыбу в человека, и это стал его первый ученик - Матсиендра.

Классическими текстами по йоге считаются «Йога-сутры» Патанджали, «Хатха-йога Прадипика», «Шива-самхита», «Гхеранда-самхита».

Основополагающий и коренной текст йоги - это «Йога-сутры» Патанджали (III век до н. э.). Такие писания, как Сутры, рассчитаны на заучивание на память, характеризуются особой грамматикой и излагают мысль очень кратко, используя зачастую афоризмы и образность. Несмотря на сложность восприятия текста, Патанджали снял некую завесу мистичности йоги и показал, что она методична, научна и изучаема. Такого рода тексты больше похожи на записки для себя с личными мыслями. Сутры, как корни у деревьев, - основа философской дисциплины, а ствол и ветви - различные комментарии, без которых понять «заархивированный» текст порой невозможно. Комментарии к сутрам обозначаются санскритским словом «бхашья», что переводится как «разговор, разговор о сутрах». К «Йога-сутрам» Патанджали комментариев несколько, два наиболее древних и авторитетных - это «Вьяса-бхашья», датируемый X веком н. э., и комментарии Гуруджараджи «Йога Матанга», V век н. э.

Патанджали дал следующее определение йоги: «йогах-читта-вритти-ниродхах (yogaś-citta-vṛtti-nirodhaḥ)», что означает «Йога - обуздание волнений, присущих уму».

Наши психические события весьма многообразны, и вся наша жизнь - последовательность психических событий. Патанджали предлагает разделить их пятью компонентами. В ведических текстах всегда, когда встречается в перечислениях число пять, предполагается, что это некие две пары, которые противопоставлены друг другу и сами себе, и есть некий пятый компонент, который объединяет их.

Парамана (Правильное знание) и Випарьяя (Ошибка). Эти две пары описывают некий содержательный аспект нашего существования, правильное понимание вопроса или неправильное. Нидра (Сон без мыслительного процесса) и Смрити (Память) - способности извлекать из сознания образы и события в прошедшем времени. И Викальпа - способность пользоваться языковыми и образными знаками, объяснять одни понятия с помощью других, представлять и думать. Это то пятое слово, объединяющее Параману и Випарьяю, не имеющих временных характеристик, и Нидру и Смрити, имеющих временные рамки.

Способность овладеть всеми аспектами психики и есть йога. Наблюдая психические события со стороны, йог остаётся беспристрастным и уподобляется Пуруше - вселенскому наблюдателю, пропадают стремления к гунам материальной природы - Саттве, Раджасу и Тамасу (благости, страсти и невежеству). А продолжительная практика – Абхьяса - освобождает человека от «семян» кармы или оставленных впечатлений на психике человека, формирующих в дальнейшем его восприятие внешнего мира и тенденцию реакций на психические и физические события.

Проявленная форма Всевышнего - мантра ОМ. И сознание, сосредоточенное на этом слоге, обретает свободу от оков материальной природы.

Пять Клеш (омрачений), которые мешают на пути к Самадхи - конечной цели йоги:

  1. Авидья – неведение,
  2. Асмира - чувство самосохранения,
  3. Рага - влечение или привязанность,
  4. Двеша - отвращение,
  5. Абхинивеша - страх смерти.

Как и в прошлой пятёрке, есть две пары и пятое, объединяющее понятие. В данном случае Авидья - связующая двух пар - Влечения и Отвращения (Рага и Двеша) и Чувства самосохранения в положительном смысле и Чувства страха смерти в негативном понимании (Асмира и Абхинивеша).

Пока сознание омрачено, оно порождает новые и новые кармические следы, что влечёт за собой приобретение постоянно нового опыта, рождения и смерти. В противовес постоянной смене жизней, Патанджали предлагает восемь ступеней в йоге, ведущих к освобождению от перерождений и омрачений ума.

1. Яма - соблюдение внутренних правил нравственности, которые в свою очередь состоят из пяти компонентов:

  • Ахимса - ненасилие,
  • Сатья - правдивость,
  • Астея - неворовство,
  • Брахмачарья - воздержание,
  • Апариграха - непривязанность.

2. Нияма – соблюдение внешних, социальных правил:

  • Шауча - очищение тела,
  • Сантоша - удовлетворённость,
  • Тапас - самодисциплина, закалка,
  • Свадхьяя - самообразование,
  • Ишвара-пранидхана - принятие Ишвары. Ишвара (наивысшее существо, Пуруши, не вовлечённое в созерцание) в йогических, шиваитских текстах подразумевается Шива и признаётся как высшее существо. Хотя в «Бхагавад-Гите» - вайшнавском писании - Кришна говорит Арджуне «Я - Ишвара».

3. Асана – поза, которую йог выполняет устойчиво и без напряжения.

4. Пранаяма – контроль вдоха и выдоха.

5. Дхарана – контроль над органами чувств.

6. Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами.

7. Дхьяна - медитация (внутренняя психическая деятельность, которая постепенно приводит к самадхи).

8. Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Ещё один древний текст «Хатха-йога Прадипика» , автор этого писания - Свами Сватмарама, последователь Натхов («мастеров йоги») и мудрец, собрал воедино древние представления о Хатха-йоге. Существует несколько разновидностей текста - это десятиглавое писание и четырёхглавое. На русский язык на сегодняшний день переведена только четырёхглавая версия. Оба варианта отличаются друг от друга лишь разным порядком шлок - последовательностью изложения.

Десятиглавая версия имеет следующую последовательность:

В первой главе говорится, что человек занимается Хатха-йогой для достижения Раджа-йоги, или Царской йоги.

Атман происходит из энергии эфира и огня, Ум происходит из энергии ветра, а тело и органы чувств - из земли, самой «тяжёлой» энергии. Созревание кармы происходит из деятельности органов чувств, которая приводит к следующему телу земли. И мир творится из деяния и кармы.

Истинный йог - тот, кто видит причины кармы. Первый элемент - это эфир, и его свойство - звук, под влиянием времени и иллюзии (майи), а также «взгляда-внимания» Пуруши, или Брахмана, появляется ветер с характерным свойством - осязанием. В месте соединения эфира и ветра рождается огонь, и его свойство - зрение. Вода возникает от слияния эфира, ветра и огня и имеет свойство - вкус. И земля появляется из предшествующей четвёрки и имеет свойство - обоняние.

Брахма управляет стихией земли, Вишну заведует первостихией воды, Рудра - стихией огня, Ишвара - стихией ветра, Сада Шива заведует стихией акаши, или эфира.

Этот текст говорит о шести компонентах йоги:

  • Асана (положение тела),
  • Пранасанродха (запирание жизненного воздуха), или Пранаяма (контроль жизненного воздуха),
  • Пратьяхара (отвлечение органов чувств от своих объектов),
  • Дхарана (сосредоточение),
  • Дхьяна (созерцание умом),
  • Самадхи (собранность).

12 Асан рождают 12 Пранаям, 12 Пранаям рождают Пратьяхару, 12 Пратьяхар порождают Дхарану, 12 Дхаран - Дхьяну, а 12 Дхьян порождают Самадхи.

Питание йога должно быть умеренным и здравым; перечень продуктов подходящих для йоги:

пшеница, рис, ячмень, шастика (рис, выдержанный в течение шестидесяти дней), молоко, топлёное масло, тростниковый сахар, сливочное масло, мёд, сушёный имбирь, листовые сушёные овощи, маш и небольшое количество воды.

К успеху йога ведут: воодушевление, стойкость, твёрдость в решениях, понимание сути, отказ от общения, знание текстов, опора на Гуру и на собственный опыт.

Мешают йогу на пути: неумеренность в еде, перенапряжение, болтливость, отсутствие упорства в соблюдении ниям, избыточность в общении.

Вторая глава описывает Асаны как «приятные, удобные» позы.

11 асан для укрепления тела: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьясана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.

4 асаны медитативные: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.

Третья глава говорит, что йог должен практиковаться в очищении Нади (каналов), в Мудрах и Пранаяме.

Асана, Кумбака, Мудры, Мантраяна - это правильная последовательность практики. У кого разбалансированность трёх дош, рекомендуется выполнять шесть очистительных техник - Шаткарм («шесть действий»):

  • Дхаути - заглатывается лента материи;
  • Басти - приняв позу Уткатасана, по щиколотку в воде вставляется трубочка в задний проход, поднимая апану, втягивать воду;
  • Нети - хлопковой нитью длиною в ладонь засовывается в нос и вытаскивается изо рта;
  • Тратака - не моргая смотреть на небольшой предмет, пока не потекут слезы;
  • Наули - не очень быстро справа налево вращать мышцами живота сотню раз;
  • Капалабхати - короткие и резкие выбросы воздуха, которые сопровождаются спокойными и медленными вдохами.

Очистив Нади в теле, можно задерживать прану. Йог, овладевший пранаямой, может выводить все нечистоты из организма, и другие очистительные техники ему не нужны.

Четвёртая глава описывает техники выполнения дыхательных упражнений - Пранаям. Брахма достиг положения Брахмы постоянной практикой Пранаямы.

Пранаяма троична:

  • Речака - опустошение, или контролируемый выдох;
  • Пурака - наполнение, или контролируемый вдох;
  • Кумбхака - контролируемая задержка.

Всё это Пранава (ОМ), которая состоит из 12 матр (матра - долгота произнесения слога).

Описывается восемь Кумбхак:

  1. Сурья Бхеда - «пробой» солнечного канала,
  2. Уджайи - «победоносная»,
  3. Ситкари - шипящая, или «сладострастный выдох»;
  4. Ситали - охлаждающая;
  5. Бхастрика - «кузнечные меха»;
  6. Бхрамари - «жужжание крупной пчелы»;
  7. Мурчха - «обморок»;
  8. Кевала - «исключительный»,
  9. Плавини (указана в 4 главе версии).

Пятая глава рассказывает о мудрах;

Шестая глава подробно повествует о Пратьяхаре;

Седьмая глава называется «Раджа-йога»;

Восьмая глава называется «НаданаСадхана» и посвящена практикам со звуком;

Девятая глава – «Кала-Джьяна» («знание времени»). Говорится о предсказаниях собственной смерти, о работе с кармой.

Десятая глава - «Видья Мукти» («освобождение вне тела»).

Также существует некий комментарий к этому труду «Йога Пракашика».

Гхеранда - некий собирательный образ учителя, отвечающего на вопросы. Построенные таким образом тексты «вопрос - ответ» весьма нормативны для ведических писаний.

В отличие от «Хатха-йога Прадипика» в тексте описан семиступенчатый путь.

  1. Шаткарма - очищение,
  2. Асана - укрепление,
  3. Мудра - уравновешивание,
  4. Пратьяхара - умиротворение,
  5. Пранаяма - облегчение,
  6. Дхьяна - понимание,
  7. Самадхи - отречение.

Очистительные техники - Шаткармы: Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати.

Упоминается, что всего асан столько, сколько типов живых существ - 8 миллионов 400 тысяч, точное количество знает только Шива. Есть миф, что все живые существа появились благодаря асанам Шивы. Когда он принимает какую-либо позу, на свет появляется существо соответствующего вида и названия. Но только 32 из них люди могут использовать. Это асаны: Сиддхасана, Падмасана, Бхадрасана, Муктасана, Ваджрасана, Свастикасана, Симхасана, Гомукхасана, Вирасана, Дханурасана, Мритасана, Гуптасана, Матсьясана, Матсиендрасана, Горакшасана, Пасчимоттанасана, Уткатасана, Санкатасана,Маюрасана, Кукутасана, Курмасана, Уттанасана, Врикшасана, Мандукасана, Гарудасана, Врикшасана, Салабхасана, Макарасана, Уштрасана, Бхуджангасана и Йогасана.

Также приводится 25 Мудр : Маха, Набхо, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха, Мула-бандха, Маха-веддха, Кхечари, Випарита-карани, Йони, Ваджроли, Шактичалани, Тадаги, Мандуки, Самбхави, Панчадхарана, Ашвини, Пашини, Каки, Матанги, Бхуджангини.

Пищей для йога может быть: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль, огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу, каккола (вид ягод), зизиф, бананы и фиги, незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, бринджал, корни и плоды растения риддхи, молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья патолы, виштука (вид шпината), овощи хималочика. И следует избегать йогу: горького, острого, кислого, солёного и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева, плодов Кулаттха, плодов чечевицы, тыквы и вьющихся растений, диких огурцов, ягод Капитха и Палаша, Кадамба, лимонов, Бимба, Лукуча (разновидность хлебного дерева), чеснока, Пилала, Хинга, Сальмали и Кемука, сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника; спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чём есть кислый сок.

Не должен йог совершать по утрам холодные омовения, не должен голодать, подвергать тело страданиям, не должен есть только один раз в день или оставаться без еды более 3 часов. Прежде чем прибегнуть к практике Пранаямы, должны быть очищены все нади, они очищаются двумя способами: Биджа-мантрами или Дхаути.

Описано пять основных пран:

  1. Прана - в области сердца,
  2. Апана - в области ануса,
  3. Самана - в области пупа,
  4. Удана - в шее,
  5. Вьяна - проникает через всё тело.

И пять других пран :

  1. Нага-вайю - вызывает пробуждение сознания,
  2. Курма-вайю - вызывает зрение,
  3. Крикара - вызывает голод и жажду,
  4. Девадатта - зевание,
  5. Дхананджайя - порождает речь.

Есть 8 видов задержки дыхания: Сахита, Сурьябхеда, Уджайи, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Кэвали. В последней главе рассказывается о достижении Самадхи. Существует четыре основных пути для достижения Самадхи:

  • Дхиана-самадхи - через созерцание, она осуществляется с помощью Самбхави-мудры;
  • Нада-самадхи - поглощение разума во внутреннем звуке;

Нада - она осуществляется с помощью Кхечари-мудры;

  • Расананда-самадхи - от вкушения нектара и осуществляется Бхрамари-мудрой;
  • Лайя-самадхи - Самадхи растворения, осуществляется Йони-мудрой.

А также пятый путь - Бхакти-йога, и шестой - Маномурчха-кумбхака.

Направления Йоги

Классически существует четыре направления йоги:

  1. Раджа-йога - «царская» йога,
  2. Карма-йога - йога деятельности,
  3. Джнана-йога - путь знания,
  4. Бхакти-йога - любовное служение Всевышнему.

Раджа-йога

Наиболее древнее направление в йоге. Основные свои идеи черпает из «Йога-сутры Патанджали», хотя само название появляется впервые в «Хатха-йоге Прадипика» около XIV века н. э.

Раджа-йога, или «царская» йога, - это цель Хатха-йоги и Крийя-йоги. «Царской» её называют потому, что это практики работы с умом, а ум с древности всегда называют «царём над психикой и физическим телом человека» - вспомните фразу «без царя в голове». В состав Раджа-йоги входят Кундалини-йога как работа с энергиями и Лайя-йога - работа с сознанием.

Путь самосовершенствования человек начинает с этического, нравственного и духовного развития, воспитывает в себе положительные качества - это Яма и Нияма, поклоняется богам, совершая обряды и ритуалы, затем очищает своё тело - Шаткарма.

Эти первые ступени Крийя-йоги, или очистительной йоги, очищают ум, речь и тело и подготавливают человека к Хатха-йоге.

Хатха-йога - это путь к Раджа-йоге. Практика асан и пранаям служит подготовкой тела и сознания для работы с умом, к техникам расширения сознания и самоуправления психическими процессами. Медитативные практики (Дхьяна), работа с чакрами, поднятие Кундалини - всё это Раджа-йога. Она приводит человека к высшей цели - Мокше (освобождению).

Свами Шивананда в своей книге «Четырнадцать уроков Раджа-йоги» пишет: «Раджа-йога - это сдерживание мыслей, или волн, или модификаций сознания. И "царская" она потому, что напрямую связана с сознанием».

Карма-йога

«Карма» переводится с санскрита как ‘действие’, любое действие имеет следствие.

Карма-йога - йога действия.

Основывается на вайшнавском писании «Бхагавад-Гите».

Идея практики заключается в беЗкорыстной деятельности, не привязываясь к плодам этих действий. Выполнять свой долг из чувства служения Всевышнему беЗкорыстно и не ожидая награды. Для того чтобы достичь высокого роста, не обязательно отказываться от материальной природы, уходить в лес для отречения и практиковать бездействие. Вечная сила проходит через человека, побуждая его действовать. Редко человек совершает выбор самостоятельно. Изменив отношение к действию, мы меняем и карму. В комментариях Шри Рамакришны Парамахамсы «Карма-йога» говорит:

«Карма-йога есть общение с Богом при помощи труда, деятельности. Это то, чему вы учите. Исполнение обязанностей домохозяина не ради получения каких-либо результатов, но ради прославления Всевышнего - вот то, что подразумевается под этим видом йоги. Внешнее поклонение Божеству молитвы, повторение имени Бога и другие религиозные обряды также включаются сюда, если всё это исполняется без всякого стремления к достижению каких-либо результатов для себя, а делается исключительно для прославления Бога. Цель карма-йоги - это точно также познание безличного Абсолюта, или, наоборот, личного Бога, или того и другого вместе».

Благодаря деятельности, предписанной для человека, можно достичь освобождения от последствий кармы и прийти к просветлению.

Джнана-йога

Йога знаний - основная идея адвайта-веданты, соединение Атмана с Брахмом. Человек способен мыслить и мысли может направить на правильное понимание Брахмана - высшего духовного аспекта. Благодаря научному подходу к интеллекту и возможности изучать вопросы сознания человек переходит на высший уровень сверхинтеллекта. Но ни в коем случае не рекомендуется превозносить ум, он всего лишь инструмент для познания высшего Я. Наше сознание ограничено органами чувств, и такие слова, как «беЗконечность», «Абсолют», «беЗсмертие» находятся не в интеллектуальной сфере, а на уровне веры. Размышляя о таких предметах как вне времени и пространства, человек сталкивается с когнитивным диссонансом, и помочь осознать вопросы вечности - задача Джнана-йоги.

Бхакти-Йога

Эта практика эмоциональной привязанности и любви к личностной форме Бога. В шиваизме, шактизме и вайшнавизме личность Бога подразумевается или Шива, или Шакти, или Вишну. В вайшнавской традиции это в основном аватары Вишну - Кришна, Рама и Нарасимхадев.

В направлениях вайшнавизма - валлабха-сампрадая, нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм - Кришна назван верховной формой бога и называется источником всех других аватар. В таких писаниях, как «Бхагавад-Гита» и «Шримад –Бхагаватам», Бхакти-йога провозглашается как наивысшая духовная практика и стоит выше Джнана-йоги (йоги знаний) и выше Карма-йоги (йоги действий).

В шиваиской традиции Бхакти, или любовное служение, направлено на многочисленные воплощения Шивы. Также и в шактизме: поклонение и любовная связь с Богиней-Матерью направлена на разные её воплощения - Лакшми, Дурги, Кали и др. Во многих древних текстах Бхакти-йога названа как самый эффективный и действенный способ достижения духовных высот, особенно в век деградации - Кали-югу.

Бхакти-йога состоит из 8 процессов:

  1. Шравана - слушание о Боге,
  2. Киртанам - повторение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога,
  3. Смаранам - памятование о Боге,
  4. Пада-севана - служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами,
  5. Арчана - поклонение Божеству в храме, Вандана - вознесение молитв Богу,
  6. Дасйа - олицетворение себя вечным слугой Бога,
  7. Сакхйа - установление дружеских отношений с Богом,
  8. Атма-ниведана - полное предание себя Богу.

Сама практика заключается в постоянном, ежедневном памятовании о Боге как о друге, муже, брате, возлюбленном или сыне. Постоянное произношение имени Бога, приношение ему даров, цветов, фруктов и молока.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога». Бхагавад Гита. 18 глава 55 шлока.

Лайя-йога

Практика осознанности. «Лайя» переводится как ‘ритм’ или ‘растворение’ - это практика состояния медитации в повседневной жизни, соблюдая внутреннюю тишину и остановку внутреннего диалога, практик погружён в осознавание Атмана - высшего Я, «наблюдателя».

Бог Шива поведал Матсиендре 250 тысяч путей достижения Лайи - растворения в Недвойственности. Лайя-йога входит в состав Раджа-йоги, во многих текстах называется «кульминацией» практики йоги, и достижение её порой возможно после обретения Самадхи.

«Гхеранда-самхита» 7.22. («Шива возвестил много истин - таких, как бессмертие растворения (Лайа-Амрита) и другие. Одну из (этих истин), ведущих к спасению, я передал тебе кратко»).

Три главных принципа в Лайя-йоге: Шравана - передача учителя, Манана - размышление о практике и рассеивание сомнений, Нидидхьясана - постоянная практика осознанности методами Лайя.

Методы практики включают в себя пять Янтр (визуальные инструменты, служащие для концентрации внимания):

  • Праджня -янтра - янтра мудрости,
  • Шакти -янтра - янтра энергии,
  • Нидра -янтра - янтра сновидений,
  • Нада -янтра - янтра звука,
  • Джьоти -янтра - янтра света.

Современные направления Йоги

Спрос рождает предложение, и на сегодняшний момент направлений йоги становится всё больше и больше. Многие современные учителя, достигшие хороших результатов, создают своё направление и стараются быть оригинальными и необычным для своих последователей. В основном современные школы - это те, которые образовались на западе, где йога была чем-то загадочным, экзотическим и мистическим.

Йога Айенгара

Название происходит от имени основателя школы Беллура Кришнамачарьи Сундарараджа Айенгара. В 1952 году Айенгар посещает Европу и демонстрирует различные комплексы асан, вызывая этим большой интерес к йоге в западном мире. Его книга «Light on Yoga» была переведена на 17 языков. Он открыл множество центров по всему миру, несколько институтов по изучению йоги. Благодаря Айенгару йога стала известна всем.

Практика выполняется в классической статичной Хатха-йога технике, но большое значение придаётся правильному положению тела в асане. На первых стадиях используются различные вспомогательные материалы (пропсы): кирпичи, ремни, валики и другие устройства для анатомически верного положения тела в асане.

Аштанга-виньяса-йога

Основал эту школу Шри Кришна Паттабхи Джойс, возглавлявший институт Аштанга-йоги в Индии. Он был учеником Шри Тирумалая Кришнамачарья более 30 лет. Аштанга-виньяса - это динамическая практика, разновидность хатха-йоги, выполняется динамически, сменяя последовательность асан виньясами (дыхательно-двигательными системами упражнений). Для всех поз установлено определённое количество виньяс – от пяти до восьми.

Хотя и распространение по миру произошло недавно, сама практика известна тысячелетия. Патанджали говорит об Аштанге (восьми ветвях). Начало этих практик положено в Гималаях и Тибете, где прохладный климат позволял заниматься активно динамическими практиками, и не было большой нагрузки на сердце, как это могло произойти в жаркой индийской части.

Один из самых известных таких динамичных комплексов - это Сурья Намаскар - Приветствие Солнцу. Комплекс из 12 асан с пранаямой, задержками и бандхами, может исполняться с мантраяной и янтраяной одновременно. Существует около семи уровней практики Аштанга-виньяса-йоги, зависящие от уровня сложности практики.

Кундалини-йога или Йога Бхаджана

Современное направление в йоге, появившиеся в 1968 году в США. Йоги Бхаджан открыл благотворительный фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные» где обучал Кундалини-йоге. Ранее эта техника передавалась только от учителя к достойному ученику, но теперь ей мог обучиться любой желающий. В те годы в Америке был бум наркомании, и Кундали-йога стала спасательным кругом в вопросе о возвращении к здоровому образу жизни. Техника поднятия энергии «Кундалини» (змеи), названной так из-за сходства энергии в области Муладхара-чакры (корневой чакры в районе позвоночника) со змеёй, когда она спит, скрутившись кольцами. Она чрезвычайно эффективна, и человек, недавно начав заниматься, за короткий промежуток времени мог ощутить эффект от работы с энергиями и мог позволить себе заменить одни пристрастия новыми, здоровье укрепляющими увлечениями. Бхаджин говорил, что практика Кундалини-йоги для мирян, для тех, кто вынужден ходить на работу и не может себе позволить путь отшельника. Благодаря большому набору дыхательных и энергетических техник энергия начинает побуждаться и подниматься вверх. В конечном результате энергия должна подняться на высшие чакры и слиться с божественной, или космической, энергией и даровать практику просветление.

Бихарская школа йоги

Основатель этой школы известный йог, мыслитель, учёный и путешественник Свами Сатьянанда Сарасвати, ученик Свами Шивананды, не менее известного Гуру. Является автором более 80 книг. В 1963 году он основал Международное содружество йогов и в Индийском штате Бихар в городке Мунгер стал давать последователям древнее направление Бихарской школы йоги. В центре, основанном Сарасвати, одновременно находится и по сей день ашрам и современный научно-исследовательский центр.

Практика заключается в выполнении несложных асан в небольшом количестве. Больший упор делается на пранаяму и очистительные техники, делается акцент и на поднятие Кундалини. Кроме того, включает в себя уникальный подход к практике Йога-нидра.

Йога-Нидра

Основатель Свами Сатьянанда Сарасвати в начале XX века. Йога сна. Практика предполагает такие техники, как опознавание себя во сне, развитие тела сновидений (Майя-дэха), управление и трансформация сновидений, вхождение в осознание сна без сновидений и Ясного Света. Это особый вид медитации, во время которой расслабляется всё тело, а сознание перестаёт быть направленным на внешний мир.

Шивананда-йога

Ещё одно методическое направление преподавание Хатха-йоги, разработанное Свами Шиванандой. Он постарался в своей школе собрать максимальное количество духовных практик, помогающих на пути самосовершенствования. Практики включали в себя и поклонение Божеству, и изучение писаний, и тренировку тела, и бескорыстный труд.

Шивананда-йога - это пять правил в практике:

Занятия начинаются всегда с комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнца).

Затем 12 асан: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсиендрасана, Бакасана, Падахастасана, Триконасана. И практики пранаямы, медитации и пение мантр.

Несмотря на огромное разнообразие в практиках, йога остаётся самой загадочной и привлекательной. Тысячи людей ежедневно начинают практиковать йогу, улучшают свою жизнь и жизнь окружающих. Йога призвана делать мир гармоничней и здоровее. Йога даёт не только физическое здоровье, но и психическое и ментальное. Человек, который ни ест мяса, не употребляет никаких вредных веществ и занимается телом, умом и речью, по-настоящему становится счастливым. Путь йоги - это путь духовного, высоконравственного и глубоко верующего человека.

1.62. Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности мира, йогин видит в своём собственном духе Вселенский дух в его подлинной сущности. 1.63. Увидев свой дух - а это даёт счастье, находимое в самом себе, - с помощью своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством Самадхи. («Шива-самхита»).

Photo by Ronen Zvulun

Существует предубеждение, что ультраортодоксальные евреи ведут консервативный образ жизни. Верно, но лишь отчасти.

Photo by Michal Fattal

Среди ортодоксальных евреев есть и те, кто изучает восточные системы вроде «цигун», знакомятся с мировоззрением Корана и…всерьез занимается йогой.

История семьи бресловских хасидов Рахели и Авраама Кольбергов, открывших зал йоги в 30 километрах от Иерусалимa

Несмотря на то, что супруги Кольберги соблюдают все заповеди Торы, а также нормы жизни в общине бресловских хасидов, им никак не удается размягчить сердца раввинов и получить от них одобрение на преподавание йоги, которая пока что считается в тех краях разновидностью «идолопоклонства», носящей к тому же «развратный характер».


Photo by Michal Fattal

Зал для занятия йогой расположен на втором этаже дома Кольбергов. На занятия приходят разные люд: по словам Рахели Кольберг, большинство ее посетителей составляют местные ультраортодоксальные женщины, причем как хасиды, так и литваки.

Photo by Michal Fattal

В отличие от меньшинства, а именно - религиозных репатрианток из англоговорящих стран, они далеко не всегда имеют представление о том, что вообще такое йога и зачем она нужна. Нередко они прибегают к занятиям йогой, чтобы поправить здоровье.

Photo by Michal Fattal

Заветная мечта Кольбергов - изменить отношение общины к йоге и познакомить ультраортодоксов со своим телом.

Photo by Rachel Yula Kolberg

Вот что рассказывает Авраам Кольберг: «Им бывает трудно повторять движения, потому что часто они даже не знают, как какая часть тела называется. Они приходят в зал в повседневной одежде и настаивают на том, чтобы не снимать цицит и не переодеваться в спортивный костюм».



Photo by Michal Fattal

Photo by Michal Fattal

Для супругов нет противоречия между иудаизмом и йогой, одно дополняет другое. «Когда человек следит за тем, как он ставит пятку, смотрит в определенную точку, а я прошу его сконцентрироваться совсем на другой части тела, он начинает видеть то, что обычно сокрыто. Это и есть духовность», - говорит Авраам Кольберг.



Photo by Michal Fattal

Интересный вопрос: а с чего начали Рахель и Авраам, с иудаизма или с йоги? Рахель родилась в СССР и в 1990 году в возрасте 17 лет репатриировалась в Израиль, где увлеклась йогой и встретила мужа.

Photo by Michal Fattal

Photo by Michal Fattal

В 2000 году Авраам и Рахель вместе с трехлетней дочерью отправились в Индию изучать йогу Айенгара. Живя вдалеке от центров цивилизации, Рахель и Авраам заметили, насколько важную роль играет традиция в жизни Индии, и это заставило их задуматься о своей идентичности.


Photo by Michal Fattal

Photo by Michal Fattal

Во время Песаха Авраам и Рахель отправились в соседний город, в котором бывают израильтяне, чтобы провести седер вместе с ними. Там они встретили бресловских хасидов, у которых и остались на седер. В тот момент они нашли ответ на свой вопрос. После праздника Кольберги решили соблюдать шабат, а когда у Рахель родился второй сын, они вернулись в Израиль и примкнули к общине бресловских хасидов.

Foto - Michal Fattal

Михаль Фатталь (Michal Fattal)

B Бейт-Шемеше неподалеку от Иерусалима прошли очередные еженедельные занятия по йоге среди ультраортодоксальных иудаистов. Более десяти хасидов познавали индийскую оздоровительную практику в студии инструктора Авраама Кольберга. Эта студия предлагает занятия в классах для разных полов, поскольку иудаизм запрещает мужчинам и женщинам появляться вместе на публике. Интересно, что Бейт-Шемеш является единственным местом в Израиле, где происходили конфликты между ортодоксальными иудаистами и светски ориентированными евреями. Фоторепортаж о занятиях хасидов йогой подготовил Reuters.

Ортодоксальный инструктор Авраам Кольберг. Ronen Zvulun/Reuters

Занятия в классе Авраама Кольберга. Ronen Zvulun/Reuters

Ортодоксальные евреи в йога-классе. Ronen Zvulun/Reuters

Авраам Кольберг наблюдает за занятиями в своем классе. Ronen Zvulun/Reuters

  • Глава 3. Античная философия
  • 2. Натурфилософия и антропология древних греков
  • 3. Классическая древнегреческая философия
  • 4. Эллинистическая философия
  • 5. Римская философия
  • Глава 4. Средневековая философия
  • 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
  • 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Арабо-исламская философия
  • 4. Византийская и еврейская философия
  • Глава 5. Философия эпохи Возрождения
  • 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
  • Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
  • 3. Ренессансный платонизм
  • 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
  • Глава 6. Философия Нового времени
  • 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
  • 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
  • 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
  • Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
  • Общая характеристика французского Просвещения
  • Деистическая философия
  • 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
  • 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
  • Глава 8. Немецкая классическая философия
  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • 2. Философия Канта
  • 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
  • 4. Философия Гегеля
  • 5. Антропологический материализм Фейербаха
  • Глава 9. Марксистская философия
  • 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
  • 2. Единство диалектики и материализма
  • 3. Диалектико-материалистическая теория познания
  • 4. Материалистическое понимание истории
  • 5. Философия марксизма и современность
  • Глава 10. Русская философия
  • 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
  • Философия русского просвещения XVIII в.
  • 3. Славянофильство и западничество
  • 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
  • 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
  • Глава 11. Современная западная философия
  • 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
  • 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
  • 3. Философский антропологизм
  • 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
  • 5. Философия постмодернизма
  • Часть 3. Современная философия
  • Глава 12. Бытие
  • 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
  • 2. Бытие и его структурные образования
  • 3. Понятие материи в философии
  • 4. Движение как способ существования материи
  • 5. Пространство и время как формы существования материи
  • Глава 13. Природа
  • 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
  • 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
  • 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
  • 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
  • Глава 14. Сознание
  • 1. Проблема сознания в философии и науке
  • 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
  • Сознание, его сущность, структура и функции
  • 4. Самосознание и его формы
  • Глава 15. Теория познания
  • 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
  • 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
  • 3. Основные уровни и формы познания
  • 4. Проблема истины в философии
  • Глава 16. Методология научного познания
  • 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  • 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
  • 3. Методы эмпирического исследования
  • 3. Методы и формы теоретического исследования
  • Глава 17. Человек
  • Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
  • 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
  • 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
  • 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
  • Глава 18. Человеческое общество
  • 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
  • 2. Понятие человеческого общества
  • 3. Структура человеческого общества
  • 4. Полифункциональность человеческого общества
  • Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
  • Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
  • 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
  • Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
  • 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
  • 2. Общественное сознание, его сущность и структура
  • 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
  • Глава 21. Культура и цивилизация
  • Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
  • 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
  • Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
  • 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
  • Глава 22. Проблема ценности в философии
  • 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
  • 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
  • 3. Ценности личности и общества
  • 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
  • Глава 23. Философия глобальных проблем современности
  • 1. Философия и глобальные проблемы современности
  • 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
  • 3. Типология глобальных проблем
  • 4. Глобальные проблемы и будущее человечества
  • 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)

    Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в Западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

    В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята), отвергающие авторитет Вед.

    Философия веданта.

    Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад ею заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего.

    Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является Брахман – причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неуничтожима. «Вечность этой души постигается из священных текстов, поскольку нерожденность и постоянство природы свойственны неизменному брахману, могущему выступать как брахман и как индивидуальная душа». Душа – это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

    Мир явлений, согласно этому учению, который мы воспринимаем чувствами, есть кажимость, вызванная воздействием иллюзизий (майя) с их тремя ингредиентами качества (гумма). Причина кажимости кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), на основе которого познается, что мир – сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман-Атман (душа). Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса, прежде всего медитации. Под последней понимается концентрированное размышление о скрытых проблема Упанишад. При этом ученик должен покорно следовать за учителем, посвященным в мудрость веданты. Он должен упражняться в постоянном размышлении над ее истиной до тех пор, пока не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа не свободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

    Философия джайнизма .

    Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхама (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия – неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса.

    Полное и окончательное разъединение дживы и адживы есть мокша, а их полное соединение является кармой. Джайнисты различали восемь карм, Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, а добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Когда человек постепенно избавится от обеих карм, то освободится от пут самсары. Для этого еще при жизни необходимы правильные поведение, познание и вера.

    Характерной чертой системы джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения. К числу подобных правил относится ахинса, т.е. не нанесение вреда живому. Джайнистское понимание ахинсы логически вытекает из его метафизической теории потенциального равенства всех душ и признания принципа обратимости. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними.

    Довольно разработанной у джайнистов является теория познания. Они различают «шрути» – авторитарное знание и «мати», в котором участвуют память, опознание и вывод. От непосредственного познания отличается «сверхнепосредственное познание», когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум. Абсолютное знание доступно лишь джинам – освобожденным душам.

    Составной частью джайнистского учения является представление о вечном космосе, в котором существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире – джины. Именно им, отрицая существование бога, поклоняются джайнисты.

    Философия буддизма.

    Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-фило­соф­ское учение имело созерцательный характер и представляло собой естественный результат простого наблюдения. Центральное место в нем занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Вопрос о существовании внешнего мира устранен, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Поэтому анализу подвергается только человек, видящий солнце, а не человек, солнце отражающий.

    Буддийское учение о бытии не требует для своего объяснения ни бога-творца, ни свободно творящих сознания и воли. Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в непрерывной казуальной, а, следовательно, «мучительной» связи. Каждый элемент – это единство объективного и субъективного. Естественно возникает вопрос: как на этой основе создать нравственность, адресованную любому страждущему? Избегая таких крайностей, как аскетизм и чрезмерное эмоционально-чувственное отношение к жизни, Будда находит свой, «срединный путь». Учение о пути нравственного спасения излагается им на общедоступном языке обыденных образов и понятий.

    В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки. Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование. Она, как и тело, является процессом мгновенного взаимодействия конечных и изменчивых элементов бытия – дхарм. Все сущее есть движение дхарм, их мгновенное взаимодействие. Единственное средство постижения абсолюта – махаянистская философия, являющаяся развитием буддизма и провозглашющая интуицию святых. Ее представители полагали, что Вселенная духовна и управляется нравственными законами.

    В центре этого учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина состоит в том, что существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого и т.д. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды – такова третья истина. И, наконец, в качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий. Достижение полной невозмутимости и безразличие ко всему – это состояние нирваны, состояние сверхчеловеческого наслаждения.

    Благородный восьмеричный путь заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании к нему выделяются три основных этапа: познание, поведение и сосредоточение, которые раскрывают основное содержание ненасилия в буддийской этике. Совершенствование познания невозможно без морали, поэтому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непринесение вреда окружающему.

    Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться очищением человека в свете истины.

    Философия локаята.

    Материалистическая линия в древнеиндийской философии была представлена прежде всего учением локаятиков-чарваков. Локаята означала философию этого мира, философию народа, поскольку в нем нашло отражение народное мировоззрение. Основателем этого учения считают Брихаспати. Локаятики подвергли критике мировоззрение Вед, отрицали жизнь после смерти, закон кармы и сансару, отвергали существование бога.

    Они сводили все сущее к четырем началам («махабхута»): земля, вода, воздух и огонь. Из сочетания махабхут состоит все сущее в мире. Соединяясь, они образуют живое тело, органы чувств и на их основе возникает сознание.

    Отрицая существование загробной жизни, локаятики говорили о необходимости пользования реальной жизнью. «Пока живешь, – утверждается в одном тексте, – живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел, обратное превращение никогда не свершится». Смысл жизни они видели в счастье, а счастье понималось преимущественно как наслаждение. Поэтому, на их взгляд, человек не должен отказываться от удовольствий, доставляемых чувственными вещами.

    Локаятики отрицали сверхъестественное знание, авторитеты и разум как источник знания, а все знания выводили из органов чувств, из ощущений. Важно отметить, что оригинальность положений индийского материализма более отражена в негативных суждениях, нежели в позитивных. Это было обусловлено тем, что естествознание, к которому апеллировали представители этой философии, находилось еще в зачаточном состоянии.

    Философия йога .

    Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма – воздержание, нияма – самодисциплина, осана – сидение в позе, пранаяма – регулирование дыхания, пратьяхара – превращение деятельности чувств, дхарана – сосредоточенность, дхъяна – размышление и самадхи – прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.

    Йога близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, включая учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от пут кармы и сансары. В качестве абсолютного существа признается Ишвара.

    В йоге были разработаны способы «обуздания мысли», отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению ее представителей, отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.п. Поскольку йога ориентирована на конкретные психические вопросы, постольку центральной категорией является Чита, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Они непосредственно ненаблюдаемы, но все становятся известными и называются клеша. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В систему предписаний входит также требование поклонение богу.

    Благодаря философии йоги, можно поддерживать хорошую физическую форму и жить в гармонии с миром. Переводя с языка санскрита, слово «йога» означает «связь», связь души с Господом. Поэтому учение относится к духовной практике.

    Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели. Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев. Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.

    Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.

    В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:

    • Пуруша (дух).
    • Пракрити (материя).

    Классическая практика имеет название «царская». Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры. Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.

    Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым. Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.

    Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации. Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.

    Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям. Йога помогает справиться с этим.

    Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.

    Что такое Освобождение

    Это отделение духа (Пуруша) от материи (Пракрити). Из-за этого у человека появляются страдания. Люди стремятся привязаться к чему-либо, в целях получить удовольствие. Но каждое удовольствие имеет свойство заканчиваться. И чем оно сильнее, тем большее будет разочарование в будущем.

    Йога успокаивает мечущийся ум и способствует тому, чтобы перенаправить энергию в разумные каналы. Процесс можно сравнить с гидроэлектростанцией на мощной реке. Если плотина и каналы выстроены разумно, то гидроэлектростанция будет иметь большой запас водных ресурсов, приносящий пользу во время засухи.

    Человеческий ум так же под контролем. Энергия аккумулируется из Космоса, создающая большие силы для всестороннего развития человека. Ум человека успокоить очень нелегко – сравнивают с усилиями для остановки горной реки.

    Применяя йогу на различных стадиях, формируется особая сила.

    Патанджали утверждал, что достигнуть освобождения можно только через умение отличать «Я «от мира физического и собственного тела, ума, индивидуальности.

    Достичь этого можно с помощью духовного учителя, путем подавления и ограничения функций тела, чувств, интеллекта, индивидуальности (личное Я). Но одновременно обладать самосознанием, опытом Пуруши (трансцендентный дух).

    Я – выше нежели ум, тело, чувства, интеллект, радость, страдание. Это и есть осознание самого Я, как духа бессмертности, находящегося за пределами зла, страданий, разрушений, смерти. Это и есть состояние Свободы.

    Йогическая система является путем саморазвития для тех, кто идет по велению духа и искренне стремится к этому. Так, практика Санкхьи уделяет больше внимание умению отличать Я от остального мира, как цель к Освобождению.

    Философия учения нацеливает на практические методы очищения, концентрирования, чтобы отличать Я от разума и тела.

    Свойства философии йоги

    Йога объединяет в себе духовность и физические упражнения, что способно развивать личность в разных направлениях (психически, духовно, физически).

    Философия ее имеет такие свойства:

    • Духовность – с помощью осознания раскрывается и постигается бытие.
    • Этичность – воспитывается добродетельность, где важный аспект отсутствие насилия.
    • Эмоциональность – развиваются благодетельные качества (любовь, доброта).
    • Практичность – умение управлять собственным телом.
    • Интеллектуальность – применение сила разума.

    Йога является одним из направлений духовности Индии, это философская школа. Элементы ее можно встретить в ортодоксальных школах, буддизме, сикхизме и других современных направлениях. Основой многих из них является классическая йога.

    Цель йоги

    С помощью йоги человек получает знания об истине реальности, которая спрятана от каждой души с момента рождения. Она всесторонне изменяет человека, трансформируя его сознание через осознание своей божественной природы.

    Древние мудрецы утверждали, что реальность – это не только Вселенная, но и сама личность (Атман). Многогранность мира проявляется в единой трансцендентной Реальности (Брахман). Пройти эту реальность – приблизиться к высшей цели йоги Самадхи.

    Достижение Самадхи означает стирание границ между личностью и ее оболочкой, между человеком и временным пространством исчезают расстояния. Прошлого и будущего нет, есть только настоящее.

    Философия основных йогических направлений

    Сегодня существует много йогических направлений. Каждое из них имеет три составляющих:

    1. Упражнения.
    2. Дыхательные практики.
    3. Медитации.

    Они не могут существовать друг без друга. Эффект от упражнений и дыхательной гимнастики будет только тогда, когда человек активизирует свои духовные способности.

    Каждое направление в йоге имеет свою философию. Вот краткое описание философии наиболее популярных видов:

    • Хатха йога соединяет физическое совершенство и душевный покой. Достигается это не только специальными асанами, дыхательной практикой, но и медитацией. Так обретается гармония тела с окружающим миром.
    • Аштанга направляет неиссякаемую человеческую энергию в правильное русло для достижения душевного равновесия.
    • Кундалини йога нацеливает на то, что каждый человек имеет право на счастье. Для этого нужно умиротворение и жить в гармонии с миром.
    • С помощью Винни йоги человек залечивать не только физические травмы, но и душевные. Практика Винни избавляет человека от страхов, плохих воспоминаний, открывает мир радости и счастья.

    В любом выбранном виде йоги важно работать не только над своим телом, но и над разумом. Каждая асана пропитана философией, поэтому упражнения не должны выполняться механически. Нужно разобраться в своих ошибках, со своим подсознанием. В этом помогают дыхательные практики, асаны, медитации. Это сделать непросто. Но применяя усилия, целенаправленность, сосредоточенность, человек получит в награду здоровое тело и здоровый дух.