Установка лески на катушку спиннинга. Как правильно собрать спиннинговую снасть. Что выбрать: плетенку или монолеску

Снасть спиннингиста должна быть правильно подобрана для решения конкретных задач, иными словами, гармонична и сбалансирована. Выбирая модель катушки, спиннинга, модель и диаметр лески (плетеного шнура) многие рыболовы не придают значения правильной намотке лески на катушку. В этом руководстве будут рассмотрены нюансы намотки лески, которые позволят избежать неприятных моментов на рыбалке и разочарований от снасти (сбросы петель, «борода», дальность заброса, отстрелы). Так же вы найдёте здесь пошаговые инструкции по намотке, настройке катушки и схемы узлов привязки лески к шпуле.

Регулировка профиля намотки (конусности)


Каждая модель катушки имеет свой собственный профиль намотки. Различают:

  • цилиндрический профиль (фото 1);
  • обратный конус, где профиль намотанной лески расширяется к переднему бортику шпули (фото 2);
  • прямой конус, когда профиль намотанной лески сужается к переднему краю (бортику) шпули (фото 3);
  • хаотичный профиль, присущий дешевым китайским катушкам.

Спиннингисты используют цилиндрический либо легкий обратный конус . Регулировка геометрии намотки осуществляется с помощью регулировочных шайб.

Регулировочные шайбы катушек с передним фрикционным тормозом расположены на оси, на которой крепится шпуля, над звездочкой-трещоткой. В комплекте катушки обычно идет от 2 до 6 шайб различной толщины. При увеличении толщины шайб профиль намотки изменяется в сторону прямого конуса, при уменьшении толщины шайб – в сторону обратного конуса. Если в упаковке не имеется регулировочных шайб – значит они уже установлены на оси. Необходимо учитывать данный момент.

  1. Открутить шпулю, вращая фрикцион против часовой стрелки.
  2. Снять шпулю с оси (штока) катушки.
  3. Снять (установить) необходимое количество шайб. Бывали случаи, когда приходилось снимать даже звездочку для достижения оптимальной геометрии намотки.

Регулировочные шайбы катушек с задним фрикционным тормозом, как правило, находятся в самой шпуле. Принцип регулировки профиля намотки лески прямо противоположен катушкам с передним фрикционным тормозом. Увеличение толщины шайб ведет к обратному конусу, уменьшение – к прямому конусу.

Для снятия (установки) шайб необходимо:

  1. Снять шпулю.
  2. Открутить специальную гайку на передней части шпули.
  3. Снять фиксатор регулировочных шайб.
  4. Снять (установить) необходимое количество шайб.

Использование бекинга

Бекинг – слой чего-либо, наматываемого под основную леску чтобы увеличить диаметр шпули дабы не наматывать килограммы лески на неё.

Множество диаметров лесок, различные объемы размоток на рынке не позволяют выпускать катушки с объемом шпули под каждый вариант используемой лески. Если объем купленной лески меньше емкости шпули, то используют подмотку под основную леску – бекинг. В качестве бекинга лучше всего использовать старый плетеный шнур (плетёнка) либо капроновую нить, однако, многие предпочитают и просто изоленту. Объем бекинга можно определить «на глаз» с запасом, но в этом случае есть высокая вероятность появления «лишнего» объема основного дорогого плетеного шнура. Предпочтительнее добавка бекинга на намотанную основную леску до необходимого уровня и дальнейшей обратной перемоткой. Для соединения бекинга и основной лески можно использовать следующие узлы: «кровные узы», «гриннер», «узел Петра Миненко», «shok leader knot». Наматывать бекинг окончательно на шпулю необходимо очень плотно (с усилием), дабы избежать провалов основной лески между витками бекинга.

Привязка лески к шпуле

Выясним, как привязать леску к шпуле.

Первое правило – привязка лески или бекинга к шпуле обязательна . Неизвестно какой трофей Вам попадется и будет обидно, если в процессе вываживания размотается вся основная леска и бекинг, а последнего рубежа, чтобы удержать рыбу не будет.


Леску можно привязывать различными узлами: «arbor knot», «самозатягивающейся двойной петлей», «клинчем». На первый виток лески или бекинга на шпуле необходимо дополнительно приклеить кусок изоленты или пластыря по направлению намотки. Это позволит избежать прокрутки лески на шпуле, как во время намотки, так и при вываживании рыбы.


Как завязываются подобные узлы на практике можно увидеть на видео:

Как правильно наматывать леску

  1. На первое колено спиннинга необходимо установить катушку и снять шпулю. Основную леску необходимо продеть в кольцо спиннинга и привязать ее к шпуле. Не забываем перед установкой шпули на катушку открыть дужку лесоукладывателя. Леска должна проходить через ролик лесоукладывателя. Если у Вас имеется запасная шпуля, то данное действие при определении объема бекинга и первоначального профиля намотки лучше проводить с ней.
  2. Бобина с леской имеет центральное отверстие, поэтому ее легко можно надеть на карандаш или ручку. Во избежание перекручивания леска должна сходить с бобины раскручивая ее, а не сходить витками при неподвижной бобине. Просим напарника (дети – лучшие помощники) держать бобину с леской на карандаше. Если напарника нет, то придется приспосабливаться, зажимая карандаш с бобиной между колен. Можно использовать специальные приспособления для размотки лески с бобин. Они же могут регулировать усилие намотки лески на шпулю.
  3. Одной рукой через тряпку или надев перчатки, чтобы не порезаться и не обжечься о леску, зажимаем выше первого кольца леску. Этой рукой можно регулировать усилие намотки лески на шпулю (как можно плотнее, но без фанатизма). Другой рукой начинаем крутить ручку катушки с небольшой скоростью.
  4. Объем наматываемой лески должен быть такой, чтобы леска не доходила до края буртика шпули 1-3 мм. Если объема лески недостаточно, то к леске привязываем бекинг и продолжаем наматывать до необходимого объема. Намотка лески до краев буртика чревата сходами петель, «бородой».
  5. После намотки лески и бекинга до необходимого уровня необходимо леску перемотать с запасной шпули на основную. При неудовлетворительном профиле намотки лески можно отрегулировать его, убрав или добавив необходимые регулировочные шайбы. Если запасная шпуля отсутствует, то для окончательной намотки лески придется перематывать леску либо на другую катушку, либо сначала на одну бобину, потом с неё на вторую бобину. Это необходимо, чтобы перевернуть леску. Для этих целей можно использовать дрель, закрепив в ней бобины на шпинделе.
  6. После окончательной намотки лески на шпулю, край лески крепим за клипсу, которая находится сбоку шпули.

Соблюдение простых принципов: использование бекинга, правильные усилие, профиль и объем намотки позволят получить оптимальное использование снасти и обеспечить работу с ней на высоком уровне эффективности.

Спиннинг — это специальная удочка, которая предназначена для ловли хищной рыбы. Любой рыболов должен знать, как правильно собрать спиннинг. Правильная сборка и грамотный подбор приманки — залог успеха. Нужно подобрать катушку, разобраться с блеснами, а также все это правильно закрепить.

Может быть сложен в сборке, поэтому есть поэтапная инструкция с подробным описанием процесса сборки. Вот основные этапы:

  1. Необходимо взять набор колец и прикрепить его к удилищу. Использовать нужно весь набор, начиная с большого кольца. Самое маленькое располагается на конце спиннинга. Важно, чтобы кольца к удилищу были прикреплены по одной линии и с одной стороны.
  2. На удилище закрепляется катушка. Для этого есть специальное отверстие. Стандартно она располагается справа, но для левши можно прикрепить катушку слева.
  3. Леска протягивается через кольца и крепится на шпуле.
  4. Затем прикрепляется вертлюжок. Он помогает леске не перекручиваться.

Первый раз эта процедура может занять время, но в итоге любой новичок набьет руку, и процесс не будет вызывать затруднений.

Катушка

Безынерционная катушка является важной частью любого спиннинга. Они различаются по своим параметрам, но желательно, чтобы катушка была как можно легче по весу. Безынерционная катушка — не единственный, но самый надежный вариант. С ней заброс и выуживание рыбы становится не очень затруднительным процессом.

Шпуля катушки — это место, куда наматывается леска. Данный барабан должен быть гладким и не содержать никаких дефектов. Проследите за этим при выборе шпуля в рыболовном маганизе.

При выборе катушки необходимо обратить внимание на емкость шпули, которая указывается в мм., и на количество подшипников. Емкость шпули включает в себя и количество лески, и ее диаметр. Чем больше диаметр, тем меньше лески вы можете намотать на одну и ту же катушку.

Количество подшипников влияет на качество катушки. Поэтому большое количество подшипников лучше. Механизм становится надежным и плавно двигается, а также имеет фрикционные свойства.

Как намотать леску на катушку

Чтобы леска не запуталась в спираль, необходимо разложить удилище и сматывать леску только в таком положении. Процесс продевания начинается с тюльпана, и придется провести леску по всем кольцам. Следующим этапом является закрепление лески на катушке при помощи дужки. Для качественного наматывания необходимо натяжение. Его можно создать самому или попросить помощи.

При правильной намотке важно следить, чтобы расстояние от лески до бортика оказалось строго 1−2 мм., не больше, не меньше. Также можно купить в магазине аппарат, который наматывает леску.

Что выбрать: плетенку или монолеску

Монофильная леска и плетенка имеют свои преимущества и негативные стороны. Есть сторонники и того, и другого. Посоветовать что-то однозначно сложно. Разберем по-отдельности эти виды лески.

  • Монофильная леска. Дольше служит. Ее не порежут камни при вываживании рыбы. Стоит недорого. Из минусов необходимо отметить, что после разматывания может оставаться закрученной.
  • Плетенка. Не закручивается, а потому с ней проще забрасывать. Обладает большей прочностью. Из минусов — стоит дороже, служит меньше. Может порваться об острые камни.

В любом случае есть свои сторонники у обоих вариантов. Поэтому здесь стоит ориентироваться только на свои личные вкусы и предпочтения.

Приманки

Приманки для спиннинга подразделяются на три вида. Металлические, силиконовые, воблеры. Огромное количество приманок сбивает с толку начинающих рыболовов. Самые простые — металлические блесны. Могут быть колеблющимися и вращающимися. На последние ловится любой вид хищника и даже простая рыба.

Колеблющаяся блесна лучше идет на щуку и судака. Силиконовые приманки — дешевый и надёжный вариант. Могут быть съедобными, их часто используют для ловли.

Блесны воблеры подходят только опытным и профессиональным рыбакам.

Снасти и оснастка

Любители спиннинговой рыбалки знают, как правильно . Спиннинговая снасть разделена на следующие составляющие:

  1. Удилища. Различаются по классу и строю. Длина удилища зависит от техники ловли, от условий рыбалки и дальности заброса. Строй — это гибкость удилища.
  2. Катушка.
  3. Лески.
  4. Искусственные приманки.

Соединение лески и поводка

Для соединения поводка с леской требуется разбираться в нескольких узлах. При этом каждый узел подходит для своего вида лески.

  1. Водяной узел. Применяется для связывания основной лески и основного поводка.
  2. Петля в петлю. Петля из толстой лески продевается в петлю из тонкой лески. Концы последней продеваются в петлю из толстой лески. Самый известный способ связывать поводок с основной леской.
  3. Кровавый узел. Удобен при связывании лесок, которые различаются по длине. Один конец лески обматывается вокруг другого. Оборотов должно быть не меньше 6. Затем возвращаемся в начало и продеваем конец между лесками. Потом обматываем второй конец вокруг первого. Опять возвращаемся в начало и протягиваем конец между лесками. Затягиваем узел.

Приманка выбирается индивидуально, в зависимости от вида рыбы, а также от конкретных условий рыбалки. У хороших рыболовов приманка есть на любые виды и ситуации.

Вывод

Ловить хищника с берега при помощи спиннинга не тяжело. Но, чтобы заняться таким интересным и активным отдыхом, необходимо обучиться собирать спиннинг, а также разбираться в приманках и снастях. Рыболовы, которые имеют опыт, получают истинное удовольствие от такого отдыха

Зажигание автомобиля – это совокупность устройств и приборов, которые обеспечивают воспламенение горючей смеси в цилиндрах в соответствии режимам работы двигателя. Я расскажу вам, что собой представляет эта катушка, насколько важна ее правильная работа для системы зажигания. Рассмотрим, как выглядит схема подключения катушки зажигания, и собственно, из чего она состоит.

Катушка зажигания – трансформатор, работа которого направленная на повышение постоянного тока. Основная его задача – генерация высоковольтного тока, без которого не возможен поджог топливной смеси. Ток от аккумулятора поступает на первичную обмотку. Состоит она из ста и более витков медной проволоки, которая изолирована специальным веществом. К краям подводится низковольтное напряжение (двенадцать вольт). Края подведены к контактам на ее крышке. На вторичной количество витков гораздо больше (до тридцати тысяч) и проволока намного тоньше. На вторичной создается высокое напряжение (от двадцати пяти до тридцати тысячи Вольт) за счет толщины и количества витков.


Подсоединяется она так: контакт вторичного контура соединяется с минусовым контактом первичного, а второй контакт обмотки подсоединяется к нейтральной клемме на крышке, именно этот провод является передатчиком высокого напряжения. К этому выводу подсоединяется высоковольтный провод, другой край которого подсоединяется к нейтральной клемме на крышке. Чтобы создать большую силу магнитного поля, между обмотками расположен железный сердечник. Вторичная обмотка располагается внутри первичной.

Конструктивно катушка зажигания состоит из следующих элементов:

  • Изолятор;
  • Корпус;
  • Бумага изоляционная;
  • Обмотка (первичная и вторичная);
  • Изоляционный материал между обмоток;
  • Клемма вывода первичной обмотки;
  • Винт контактный;
  • Клемма центральная;
  • Крышка;
  • Клемма вывода на первичной и вторичной обмотках;
  • Пружина центральной клеммы;
  • Каркас первичной обмотки;
  • Наружная изоляция на первичной обмотке;
  • Крепежная скоба;
  • Наружный магнитопровод и сердечник.

Итак, вкратце о принципе работы.

На вторичной обмотке возникает ток высокого напряжения, а в этот момент на первичной проходит низкий ток. Таким образом, возникает магнитное поле, в результате чего на вторичной обмотке появляется импульс тока высокого напряжения. В момент, когда нужно создать искру, контакты прерывателя зажигания размыкаются, и в этот момент происходит размыкание цепи на первичной обмотке. На центральный контакт крышки поступает высоковольтный ток и устремляется в контакт, возле которого расположен бегунок.

Схема подключения достаточно простая для специалиста, но в ней легко запутаться новичку.

Выполняя подключение катушки к системе зажигания автомобиля, в принципе, у вас не должно возникнуть никаких затруднений, в том случае, когда при предварительном демонтаже вы обозначили или запомнили какие провода куда подключаются. Если же вы этого не сделали, то я расскажу, как это сделать. Подсоединение выполняется следующим образом: к положительной клемме нужно подключить коричневый провод. Обычно, положительная клемма обозначается «+», но если вы не наблюдаете знака, то вам нужно самостоятельно ее найти.
Для этого можно воспользоваться индикаторной отверткой. Я думаю, что пользоваться ее вы умеете. Важно, прежде чем подключать, почистите все контакты и проверьте провода на исправность. Ко второй клемме (клемме «К») подключается черный проводок. Этот провод связанный с распределителем напряжения (трамблером).

Схема связки нескольких элементов выглядит следующим образом. К бортовой сети подключается один из концов катушки. Второй конец подключается к следующей, и таким образом подключается каждая до последней. Оставшийся свободный контакт последней катушки нужно подключить к трамблеру. А к коммутатору напряжения подключается общая точка. После того как все крепежные болты и гайки будут хорошо затянуты, можно считать замену выполненной.

Несколько важных советов перед заменой и подключением. В случае, когда вы для себя определили, что проблемой неисправности зажигания является именно катушка, то лучше сразу же приобрести новую и подключить ее (схема указана выше). Таким вы точно будете уверены, что теперь проблем с ней нет, так как она абсолютно новая.

В случае обнаружения вами на поверхности неких дефектов, то лучше ее сразу заменить. В противном случае она поработает еще некоторое время и вам снова придется вернуться к этой теме. Лучше перестраховаться заранее, чтобы не остановиться где-нибудь на дороге. Ведь зажигание автомобиля требует не прощает ошибки и халатность.

Во время ремонта автомобиля, особенно когда речь идет о системе зажигания, необходимо быть предельно аккуратным в действиях. Так как можно столкнуться с высоковольтными проводами. Поэтому при провождении замены или выполнении ремонта нужно соблюдать правила техники безопасности.

Видео “Схема подсоединения катушки зажигания”

На записи показано как можно самостоятельно подсоединить катушку.

Также немаловажное значение имеет способ и особенности намотки лески на катушку. От этого зависят возможность дальних забросов, предотвращение появления бород на леске, частота случайных сбросов лески со шпули, «отстрелы» оснастки.

Редкая катушка для спиннинга Ming Yang CL/25 CL

В данной теме будет рассмотрено, как грамотно намотать леску на катушку, чтобы избежать возникновения неприятных сюрпризов в процессе рыбной ловли.

Модели катушек для спиннингов и типы намотки лесок

Любая удочка или спиннинг имеют катушку. Существует 3 разновидности рыболовных катушек. Для каждой из них предусматривается особый вид намотки лески. Поскольку катушки имеют различную конструкцию, разберем, как производится намотка лески на каждый из перечисленных типов.

Безинерционная катушка

Основным элементом, отвечающим за намотку лески, является лесоукладыватель. Это металлическая петля с роликом, которая совершает круговые движения вокруг шпули при работе рукояткой. В процессе первого оборота шпули лесоукладыватель наматывает леску в одном направлении, например, по направлению вверх, а при втором обороте имеет противоположное направление укладки. В результате, на шпуле леска располагается крест-накрест.

Установка лески на безинерционную катушку имеет несколько способов. Каждой разновидности катушки присущ свой способ намотки.

Это так называемая конусность намотки:

  1. Прямой конус. По направлению к переднему бортику шпули толщина уложенной лески уменьшается.
  2. Обратный конус. Толщина лески плавно увеличивается в направлении переднего края шпули.
  3. Хаотичная намотка. Леска наматывается произвольно. Такой способ намотки присущ недорогим китайским изделиям.

«Прямая цилиндрическая» намотка получается при установке двух регулировочных шайб

Изначально новые катушки настроены на цилиндрическую укладку. Затем, по мере необходимости, каждый рыболов настраивает способ укладки «под себя». Регулировка конусности осуществляется благодаря специальным шайбам, находящихся на оси шпули. Так, если для ловли применяются рывковые приманки, то используется намотка обратным конусом. В этом случае шайба заменяется на более маленькую или вообще убирается.

Мультипликаторная катушка

На мультипликатор леска должна наматываться с таким расчетом, чтобы до краёв шпули оставался зазор около 1-2 мм. Поскольку в катушках такого типа бэкинг не используется, необходимо точно рассчитать количество лески для намотки. То есть, ее не должно быть мало.

Заправить шнур или леску в такую катушку можно в таком порядке:

  • Конец лески продевается через лесоукладыватель.
  • Леска привязывается к одному из отверстий подвижной шпули. Также можно закрепить леску петлёй, несколько раз обернув леску вокруг оси шпули.
  • Катушка закрепляется на удилище.
  • Леска пропускается через правое кольцо.
  • Затягивается фрикционный тормоз.
  • Остается лишь быстро намотать леску на шпулю, а затем одеть поводок. Чтобы витки ложились плотно, необходимо создать некоторое натяжение лески.

Как создать специальный узел для привязывания лески на шпуле

Инерционная катушка

На катушку инерционного типа леска укладывается наиболее просто. К катушке спиннинга она крепится простым узлом-восьмёркой или двойной петлёй. Далее производится наматывание нужного количества лески. В процессе подмотки нужно следить, чтобы витки ложились равномерно. Обеспечьте натяжение лески. Проще всего это можно сделать при помощи обыкновенной книги. Леска пропускается между ее страниц, которые прижимают её, создавая необходимое натяжение.

Как правильно намотать леску

Разберём поэтапно, как намотать имеющуюся леску на шпулю катушки. Сначала требуется обеспечить свободный сход лески с бобины. Для этого можно воспользоваться отверткой, куском толстой проволоки или обычным карандашом. Будет лучше, если выполнять такую работу с помощником. Он будет удерживать импровизированную ось с бобиной, а вы будете наматывать леску на катушку. Схема намотки выглядит следующим образом.

Нужно продеть леску через пропускные спиннинговые кольца. Начинать заводить леску нужно с верхнего кольца. Затем леску необходимо завязать на шпуле. Закрепить кончик лески можно обычной петлёй-удавкой, либо примотать лейкопластырем или изолентой. Надежное закрепление особенно характерно для плетёного шнура, так как он имеет обыкновение «проскакивать» в начале намотки. После этого можно наматывать леску на шпулю, опустив лесоукладыватель.

В процессе намотки необходимо следить, чтобы леска ложилась с небольшим натяжением. Это предотвратит образование петель.

На завершающем этапе следует наладить всю снасть. К основной леске нужно привязать поводок, который будет использоваться на рыбалке. Закрепить поводок к основной леске можно разными путями. Чаще всего рыболовы это делают при помощи заводного кольца и карабина. Кольцо закрепляется на основной леске, а карабин привязывается к поводку. В любой момент поводок с приманкой может быть заменён.


Процесс намотки лески на катушку

Что такое бэкинг?

Данный термин применим только к безинерционным катушкам ввиду специфической намотки лески на них.

Часто бывает так, что лески на шпуле намотано недостаточно. Например, шпуля имеет большие габариты, либо леска слишком тонкая. Вроде бы использовали все 100 метров лески, а до бортиков шпули остаётся еще 5 или более миллиметров. В этом случае применяют так называемый бэкинг, то есть, подмотку дополнительной лески. Такая подмотка должна располагаться в самом низу шпули. Она выполняет лишь вспомогательные функции, не принимая участия в процессе рыбной ловли. Но как поместить ее в самый низ? Для этого нужно снять леску со шпули, а затем установить ее другой стороной.

Проще всего проделать данную операцию, если у вас есть запасная шпуля для вашей катушки. Вначале к кончику основной лески следует привязать кончик подмотки. Крепление двух лесок не обязательно должно быть очень надёжным, сойдёт и обычный узел. Далее производится подмотка дополнительной лески на катушку до тех пределов, пока не будет намотано её достаточное количество. После этого леска закрепляется резинкой, и производится смена шпули.

Для замены необходимо открутить зажимную переднюю гайку, а затем снять шпулю с леской с катушки. Вместо нее на катушку устанавливается пустая шпуля. Производится перемотка лески с одной шпули на другую. Таким образом, подмоточная леска оказывается в самом низу шпули. Если запасной шпули у вас нет, то используется пустая бобина из-под лески.


Намотка плетёнки на катушку с использованием бекинга

Сколько лески наматывать

Сколько лески нужно зарядить на шпулю катушки? Опытные рыболовы всегда наматывают леску не такой длины, какая потребуется для выполнения забросов, а с большим запасом. Это необходимо для подстраховки от вероятных обрывов. Также, если используется плетёный шнур, в конце сезона можно поменять местами стороны шнура, перемотав его на другую сторону. Тем самым будет достигнута экономия дорогостоящего расходного материала.

Обычно на каждой катушке указывается то количество лески определённой толщины, какое может вместить шпуля. Обычно прописывается даже несколько значений. Например, «0,25/200 0,30/150 0,40/100».

Совет: чтобы в процессе заброса не произошёл самосброс лески со шпули безинерционной катушки, не доводите намотку до самых краев шпули. Рекомендуется оставлять зазор от 1 до 3 мм. Зазор более 5 мм создаст сложности с дальностью забросов.


Леска для спиннингов от популярного производителя Shimano

Если требуется намотать определенное количество метров, необходимо подсчитать, какая длина лески составляет 1 оборот шпули. После этого можно примерно рассчитать, сколько оборотов рукоятки нужно сделать для наматывания определённого количества лески или шнура. Но нужно учитывать, что число оборотов рукоятки катушки никогда не соответствует количеству витков лески на шпуле. Например, в большинстве безинерционных катушек леска сделает 5 витков при одном повороте рукоятки.

Вместо заключения

Мы разобрались в вопросе наматывания лески или плетёного шнура на катушку спиннинга. Руководствуясь этими сведениями, вы без труда сможете поместить нужное количество лески на шпулю. При необходимости можно использовать бэкинг, если лески на шпуле будет недостаточно. Если все сделано правильно, то вам остается только радоваться дальним и точным забросам.

Одним из главных факторов, влияющих на успех рыбалки, является степень подготовки к ней. Идеальные погодные условия не гарантируют результативность ловли, если рыболовные снасти не настроены должным образом. К подготовке относится:

  1. Правильное расположение рыболовных аксессуаров относительно друг друга для обеспечения комфортной ловли.
  2. Приготовление наживок и прикормочных смесей.
  3. Настройка удилищ - оснащение, монтаж рыболовных катушек и оснастки.

Важным моментом подготовки является правильная намотка основной лески на шпулю рыболовной катушки. Соблюдение техники намотки обеспечит правильный сброс лесы при забросе, и предотвратит ее обрыв.

Особенности наматывания лески на катушку

Для чего необходима правильная намотка?

  • В первую очередь качество намотки сильно влияет на дальность заброса: идеальной намоткой будет такая, которая обеспечит близкую к максимальной дальность, соответствующую технической характеристики катушки.
  • Также большое влияние намотка имеет и на срок эксплуатации лески. Например, если уровень верхнего слоя будет превышать 3 мм от бортика шпули, то леска , за счет физического трения, будет иметь больший механический износ. Если этот уровень будет совпадать с бортиком, возникнут неконтролируемые сбросы, которые приведут к возникновению «бороды» и необходимости обрезать леску.

Соединение лески со шпулей

Первым этапом оснащения катушки леской является закрепление лесы на шпуле. Многие рыболовы не закрепляют леску, уповая на то, что нижние слои использоваться не будут, но это не совсем правильный подход. Со временем верхний рабочий слой будет изнашиваться и постепенно укорачиваться. Существует множество способов привязки, но основное распространение получил специально разработанный узел и самозатягивающаяся петля:

  1. Специальный узел очень сильно напоминает клинч. Его достоинством является то, что он практически не растягивается и прекрасно держится.
  2. Самозатягивающийся узел имеет небольшую растяжку, но под действием натяжения лески будет продолжать затягиваться до упора.

Закреплять леску или шнур желательно в нижней части шпули, это уменьшит количество соприкосновений узла с разматывающимися витками.

Бэкинг (подмотка)

Благодаря развитию технологий, современные рыболовные лески выпускаются все тоньше по диаметру без потерь в прочности, поэтому очень часто длина наматываемой лески значительно меньше чем вместимость шпули . В таком случае возникает необходимость чем-то заполнить свободное пространство. Некоторые рыболовы заполняют его изоляционной лентой или капроновой нитью. Эти способы не очень хороши, так как со временем лента отслаивает клей, который скрепляет нижние слои лески, а капроновая нитка очень долго сохнет если намокает на рыбалке. Оптимальный вариант придумали американские рыболовы: подматывать в нижний слой более дешевую леску, а затем привязывать к ней основную более качественную. Нижний слой получил название бэкинг, у нас он более известен как подмотка.

Бэкингом служит недорогая леска диаметром до 0,3 мм. Более толстую леску использовать не рекомендовано, так как она будет деформировать основной слой. Длину подмотки можно определить только экспериментальным путем. Для этого потребуется дополнительная шпуля. На нее наматывается сначала имеющееся количество основной лески, затем бэкинг. После чего подмотка укорачивается до необходимых размеров после наполнения шпули. На основную катушку намотка происходит в обратном порядке: сначала подматывается отрезок бэкинга, затем основная составляющая.

Профиль конусности

Различные рыболовные катушки по-разному наносят витки лески на шпулю. Существуют три вида намотки:

  • Цилиндрическая.

  • Трапециевидная.

  • Хаотическая.

Первые два вида соответствуют дорогим известным производителям. Витки ложатся ровно и в ряд. Последний присущ дешевым китайским подделкам. Технические недоработки таких катушек могут испортить рыбалку, и от них лучше отказаться. Радикально бороться с негативными эффектами намотки нельзя, так как ход шпули конструктивно предусмотрен у каждого производителя. Но в некоторой степени улучшить намотку вполне возможно. Для этого используется зеркальный метод. То есть в тех местах где катушка оставляет впадины – делаются холмы, и наоборот. Этот процесс очень кропотливое занятие, и производится он только вручную. Таким образом, неравномерная укладка витков компенсируется ручной укладкой аномальных отрезков, и намотка приобретает необходимую конусность.

В свою очередь, трапециевидная намотка имеет два вида конусности: прямой и обратный.

Прямой конус образуется если техническая особенность катушки предусматривает укладку витков с уменьшением шага в сторону стенки шпули. Такой конус обеспечивает минимальное трение витков при сбросе. При обратном конусе шаг постепенно уменьшается в направлении борта шпули. Трение витков при таком конусе больше, но уменьшается вероятность самопроизвольного сброса лески.

Намотка лески на спиннинговую катушку

Намотка лески на спиннинговую катушку осуществляется в следующем порядке:

  1. Катушка закрепляется на спиннинге в катушкодержателе.
  2. Спиннинг телескопической конструкции необходимо разложить в рабочее состояние. Штекерное удилище собирать не обязательно, достаточно манипулировать с его нижней частью.
  3. Леска вставляется начиная с самого верхнего, маленького, кольца в сторону катушки.
  4. Леска крепится узлом к нижней части шпули при откинутом лесоукладывателе.
  5. После закрепления лесоукладыватель опускается в рабочее состояние и с помощью вращения рукоятки катушки наматывается леска.

Необходимо помнить, что намотка производится при обязательном натяжении лесы. Для этого достаточно одной рукой прижать леску к бланку удилища на расстоянии 35-40 см от катушки.

Хранение лески на катушке

Важным условием долговременной эксплуатации лесы является правильное хранение. Уход за лесой необходим как после каждой рыбалки, так и в период межсезонья.

При консервации катушки на зиму необходимо:

  • Полностью снять лесу со шпули. Бэкинг можно не трогать.
  • Тщательно просушить лесу. В данном случае очень полезным будет обычный фен.

После каждой рыбалки просушивать лесу по всей длине не обязательно, достаточно обработать отрезок максимального заброса.

После просушки леска обратно наматывается на шпулю с небольшим натяжением. На открытии сезона ее необходимо будет снова перемотать с большим натяжением. На долгое время катушку лучше сохранять в газете: она примет остатки влаги из подмотки и предотвратит незначительные повреждения конуса. Монолеска боится ультрафиолета, поэтому место хранения должно быть не только сухим, но и темным. Для большей сохранности леску можно обработать жиром или глицерином.

Напоследок несколько советов, которые помогут намотать леску идеально:

  1. При намотке лесы на шпулю необходимо уделить особое внимание первым нескольким виткам. Они дают направление всей остальной намотке, поэтому их необходимо уложить с особой тщательностью.
  2. Для натяжения лесы при намотке очень удобно использовать небольшую книгу, пропустив лесу между страниц. Книга предотвратит руки от повреждений и распрямит неровные участки.
  3. При наматывании новой лесы ее нужно немного намочить. Она приобретет большую гибкость, будет меньше закручиваться, предотвращая образование «бороды».
  4. При использовании плетеной лески на шпулю необходимо подложить небольшой кусочек ткани - это предотвратит скольжение всего конуса по ее поверхности.