Тактика игры. Эволюция вратарской амуниции Что такое баттерфляй и стендап в хоккее

Упоминания этих двух игровых стилей хоккейных вратарей в литературе встречаются часто, однако же более или менее четкого/удовлетворительного описания, определения того, что это такое, мне найти не удалось. И если даже у меня, играющего вратаря, с четким детальным описанием стэнд-апа и баттерфляя возникают проблемы, то каково же должно быть нормальному болельщику, надевающему коньки редко и судящему о хоккее с трибуны ЛДС или с дивана перед телевизором? Ему приходится полагаться на разрозненные высказывания действующих или бывших игроков, тренеров, специалистов. А они именно что разрозненные, не позволяющие понять суть явления хоть в каком-то приемлемом приближении. Вот и оказывается, что болельщики и специалисты оперируют терминами «стэнд-ап» и «баттерфляй», понимая каждый что-то свое, да и то фрагментарно.
Ситуация прямо как с мудрецами и слоном (помните, где были уши, хобот и ноги?)

Ни в коей мере не претендуя на полноту и окончательность описания, постараюсь дать свое понимание этих граничных стилей игры хоккейных вратарей, с деталями, основанными на моем собственном игровом и болельщицком опыте, иллюстрируя сказанное цитатами и примерами.
Буду рад здравым комментариям, вопросам и дополнениям.

Начнем с ряда цитат. Предлагаю прочесть их внимательно, вслушиваясь в то, что говорят известные в хоккейном мире люди.

"...говорить с Руа всегда тяжело. В жизни, как и на площадке, он очень импульсивен. Поэтому, задавая ему вопрос о том, кто был его кумиром в детстве, я не ожидал услышать стандартный ответ. Так я узнал, что именно Роже Вашон был примером для молодого Руа. “А как же Владислав Третьяк?” - не выдержал я. - “Третьяк, несомненно, - великий вратарь, - ответил Руа, - но мне ближе Вашон”. Руа дебютировал в сильнейшей хоккейной Лиге в 1984 году в возрасте 19 лет. На удивление быстро юноша смог вписаться в состав легендарного клуба и уже через 2 года выиграть вместе с “Монреаль Канадиенс” свой первый Кубок Стенли. Вклад молодого вратаря в победу был настолько заметен, что он был назван лучшим игроком финала Кубка и получил престижный “Кон Смайт Трофи”. Игра Руа вызывала восхищение. Он играл в стиле “баттерфляй” - классический стиль, когда вратарь не боится опускаться на колени и падать на лед».

А. Еременко: «Революция во вратарской методике связана, в первую очередь, с именем Патрика Руа, хотя еще до него Тони Эспозито первым практиковал игру на коленях, так называемый стиль «баттерфляй». Руа и его тренер Франсуа Алэйр – последователи этой методики, которая активно прогрессировала в Северной Америке. Сегодня 70 процентов голкиперов США и Канады играют в этом стиле. Вратарей отбирают по росту, чтобы, стоя на коленях, они могли максимально закрывать створ ворот. Есть и европейский стиль, который проповедовал тот же Третьяк и другие наши голкиперы. Каждый вратарь должен сам выбирать свой стиль игры. И тут многое зависит от тренера».

...
– Как обычно действуют заокеанские вратари?
Капкайкин:
– В НХЛ тоже немало стилей, ведь там собраны игроки из многих стран. Стили смешиваются. Кстати, популярный ныне «баттерфляй» стали применять после того сезона на рубеже веков, когда Гашек начал «валяться», падать, и ему забить не могли. Тогда он еще получил в НХЛ приз лучшего вратаря. А исконно канадский стиль – это игра стоя, за счет выбора позиции. Он похож на наш, российский, но канадцы побольше играют клюшкой (по крайней мере, так было раньше)".
...

А вас переучивали?
Шталенков:
- Лет в 30. Тренер вратарей отдавал предпочтение тому, чтобы вратарь больше играл на коленях.
- Так называемый стиль баттерфляй?
- Именно. Но я не мог постоянно играть на коленях, мне удавалось совмещать, но на колени стал опускаться гораздо чаще. Сейчас уже весь мир, хотим мы этого или нет, так играет. Вратарей, которые играют только в стендапе, практически не осталось. Другое дело: у вратаря должно быть чутье - когда ему не стоит садиться на лед, а нужно остаться в стойке. Главный критерий один - не пропустить, не важно, каким способом и какой частью тела вратарь останавливает шайбу. Все можно оправдать, если ворота остаются «сухими».

Итого, что мы можем вывести из сказанного: баттерфляй - игра на коленях. И только?! Разберемся. Но сначала – «стэнд-ап».

Stand-up . Дословно - вставай и стой. Первый исторически стиль. Красной нитью здесь проходит игра в стойке, очень упрощенно - перекрывание площади ворот преимущественно в вертикальном положении. Истоки техники «стэнд-ап», по крайней мере в европейской традиции, неразрывно связаны с футболом и бэнди. Все, кто более или менее интересовался историей хоккея с шайбой, знают, что многие наши хоккеисты играли в прошлом в русский хоккей, а летом занимались футболом, причем на высоком уровне. Вот, собственно, и разгадка – как футбольному, так и бэндийному вратарю возвращение в стойку совершенно необходимо, клюшки у него нет (некоторые первые наши вратари играли маленькой клюшкой или же норовили бросить клюшку, ловя снаряд руками, как в футболе), щитков на ногах либо тоже не было, либо они были малы по размерам. Поэтому на первом месте – готовность отразить, среагировать. Причем отразить активно, Сыграть .

Отличную демонстрацию стиля «стэнд-ап» дает первая игра финала КК1987, Мыльников против Фюра:
http://www.youtube.com/watch?v=GsJ27tleKz8

Butterfly . Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. Оговорюсь, здесь речь о современном баттерфлее, оформившемся в начале 90-х годов XX-го века. Вообще, как мы увидели выше, описания корифеев сводятся к тому, что в «баттерфляе» голкипер сидит на коленях, размахивая руками, как крыльями бабочки. Бытует мнение, что наш легендарный вратарь Владислав Третьяк стоял у истоков баттерфляя. "Я не боялся опускаться на колени". Имхо, упрощать так – все же слишком.

В отчете об ОИ2010 я говорил о Бродо, Набокове. Люонго, Гашеке как о стэнд-апных вратарях (ну, или голкиперах комбинированного стиля). Из слов же Третьяка, да и многих других специалистов следует, что перечисленные вратари играют в баттерфляе. Откуда же такое разночтение – в словах прославленных вратарей прошлого и наблюдаемого визуально сейчас? Разгадка проста. В ходе эволюции стиля «баттерфляй» акцент сместился с сидения на коленях с поднятыми руками на игру на коленях, на ребрах раздвинутых щитков (по всей длине щитка), на скольжение в горизонтальной плоскости на ребрах щитков за счет отталкивания коньками (так называемый «слайдинг»), игра же руками не является сегодня определяющей при описании этого стиля. Иными словами – ныне «валяние на льду и размахивание руками» не есть определяющие характеристики баттерфляя, и даже если считать стиль В.А.Третьяка неким прото-баттерфляем, то его ученики (Бродо, Набоков) есть все же вратари комбинированного стиля, который, в общем и целом, ближе к стэнд-апу, чем к современному баттерфляю.

Немаловажно, «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа», а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью».

Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т.д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии», и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеют большое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах), позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая.
Но не только в материалах дело. Вообще, склонность садиться под бросок, закрывая интуитивно максимальную площадь ворот, присуща от природы любому вратарю. Каждый, кто играл в воротах или тренировал, знает это требование – «не садись раньше времени». Просто теперь современные материалы и техника слайдинга позволяют использовать это внутреннее стремление, направляя энергию в нужное русло. Пластика баттерфляя – «перетекание» из стойки в раздвинутые щитки - слайдинг – «перетекание» в стойку очень привлекательна внешне, дети легко и охотно учатся этому стилю. Стоит упомянуть следующие детали современного стиля «баттерфляй»:

1) движения на коньках от штанги к штанге становится все меньше и меньше (при игре за воротами) – крупный вратарь просто упирается коньками в них за счет размаха конечностей, садясь в углы по мере необходимостей.
2) прижатые к телу локти (отличие от классической вратарской стойки – обратите внимание, как Люонго получил первый гол в финале ОИ2010).
3) в стойке (на вбрасывании, к примеру) щитки ставятся под бОльшим углом [сдвинутых щитков на МУ-уровне (фирменный знак Набокова) становится все меньше и меньше].
4) клюшка в стойке более не ставится перпендикулярно (смысла нет при таком размахе щитков, пусть шайба отскакивает в грудь)
5) ловушку вратарь держит на уровне головы, за счет чего и локти прижатые.
6) вратарь катается, практически не шевеля ногами, на раздвинутых ногах, меняя позицию «задом», и одним толчком, как правило. Движения на коньках очень экономны внешне, на самом деле – крайне энергозатратны. А нужно такое катание, чтоб шайба не прошла «сквозь вратаря» при его перемещении.
7) бросков щитками вперед при, например, выходах 2 в 1, становится все меньше, баттерфляй делает эту технику менее нужной.

Вот так все сказанное выглядит в действии:

Третьяк разделяет баттерфляй на классический и полный, различие - в большей подвижности (классический более подвижный). По-видимому, под «классическим баттерфляем» он имеет в виду комбинированный стиль – действительно, тот же Набоков «играет» гораздо больше, чем Брызгалов, хороший представитель full-баттерфляя.

И, заканчивая, приведу пару очень важных цитат.

Какие слабые стороны нынешних голкиперов?
Виталий Ерфилов: Сравнивать со стражами, к примеру 80-х годов, думаю, неуместно. За последние десятилетия очень выросло мастерство полевых игроков. Поэтому и требования к голкиперам ужесточились. К тому же почти все вратари стали опускаться на щитки. А это очень хитрый и неоднозначный момент: нужно точно знать время и место, когда садиться. И важно научиться делать это правильно. Основная ошибка в том, что голкиперы садятся вместе с руками и плечами. Хотя плечи по идее всегда должны быть расправленными, тем самым человек закрывает больше пространства “рамки”. Но получается, что весь верх оказывается свободным, а потом уже хаотичные махания бабочки в попытках выручить команду. Вот форварды и раскачивают стражей, а после вгоняют шайбу под перекладину. На ногах-то ты еще двигаешься, успеешь переместиться, а на коленях уже все - прикован ко льду.
Чего до сих пор не могу понять, так это зачем многие современные вратари выкатываются из ворот при развитии атаки соперников, а при замахе для броска начинают отползать обратно. Ведь поначалу все было сделано правильно: выкатившись, ты сокращаешь угол обстрела, усложняешь задачу оппоненту. И ни один голкипер так толком и не объяснил, почему он при замахе начинает пятиться. Элементарная ошибка, присущая многим.

А.Ирбе: Особенности финской школы - блестяще поставленная техника, катание, плавность движений. Финские вратари работают очень экономно и отточенно: никаких лишних дерганий руками, выкатываются всегда под правильным углом первым же толчком, без дополнительного перешагивания, и всегда находятся на верной позиции.

Итог.
Стэнд-ап – более «активный», «игровой» вратарский стиль, основанный на «вертикальном» перекрывании ворот, предпочтительном скольжении на коньках и на реакции на происходящее из стойки.
Баттерфляй – более «реактивный», «пассивный» стиль, основанный на «горизонтальном» перекрывании ворот (идея – закрыть максимальную поверхность, работа «по площадям») и скольжении на ребрах щитков. После первого броска (или после угрозы воротам) вратарь не торопится безусловно вскочить в стойку, как стэнд-апе, а оценивает ситуацию из «баттерфляя».

За последние десятилетия мастера вроде изменили мир хоккея. Часто отмечалось, что он так и не получил возможности в 80-е попробовать свои силы в НХЛ, но советский страж ворот изменил отношение к голкиперам и стиль их игры за те более 15 лет, что отдал и .

Выступление Третьяка на Олимпиадах, чемпионатах мира, Кубке Канады и в Суперсерии-72 навсегда вписано золотыми буквами в историю хоккея, и имя голкипера абсолютно заслуженно включено в Зал хоккейной славы. Лишь политика и упертые чиновники (с советской стороны) помешали ему оставить свой след и в мире НХЛ, но Владислав все равно успел повлиять на поколения вратарей и изменил их подход к игре.

БАТТЕРФЛЯЙ

Историю стиля баттерфляй невозможно рассказывать, не упоминая такие имена, как Гленн Холл , и .

Многие специалисты считают Холла первым вратарем, который не только успешно использовал этот стиль, но и довел его почти до совершенства. И пусть его последователи смогли еще улучшить свои навыки, но прозвище "Мистер вратарь" наглядно говорит о том, как Холл повлиял на развитие игры в свое время. Достижения Холла говорят сами за себя, но можно с уверенностью утверждать, что Северная Америка не готова была увидеть советского голкипера в роли лучшего стража ворот на международном уровне.

В отличие от современных вратарей Третьяк великолепно сочетал новые на тот момент приемы игры в стиле баттерфляй с классическими приемами игры в стойке. Результат получился феноменальным, когда Третьяк поразил всех по ходу легендарной Суперсерии-72, в которой сошлись сборные СССР и . Изначально североамериканские фанаты ожидали уверенной победы своих кумиров, но Третьяк и вся сборная СССР заставили себя уважать. Особенно запомнился именно Владислав, который поражал своими невероятными спасениями ворот.

Третьяк заслужил репутацию одного из самых талантливых и умных вратарей, который никогда не выступал в НХЛ. И пусть Канада одержала итоговую минимальную победу в той Суперсерии, Третьяк не оставил сомнений, кто был лучшим вратарем тех противостояний. Оно возвысило его над другими современниками.

УСПЕХ

До Суперсерии-72 мало что было известно о Третьяке. И можно смело говорить о том, что североамериканские фанаты явно недооценивали уровень его таланта. Пусть Владислав, которому на тот момент было всего 20 лет, закончил Суперсерию с показателями 88,4 процента отраженных бросков и 3,87 шайбы пропущенных в среднем за матч, голкипер все равно оставил неизгладимое впечатление и множество раз останавливал звездную атаку канадцев. Стоит отметить, что его коллеги из стана соперников показали цифры не лучше - Кен Драйден (83,8; 4,75) и Тони Эспозито (88,2; 3,33).

После окончания Суперсерии 1972 года хоккейный мир ощутил, что не сможет довольствоваться единственным противостоянием сборных СССР и Канады. Так что в 1974-м было решено повторить данный формат. Команды вновь должны были провести по четыре матча дома и на выезде. После первого этапа противостояния команды покинули Канаду, имея в своем активе по победе, поражению и по две ничьих. А затем советская сборная выиграла три из четырех матчей на своей земле. Третьяк выходил в семи из восьми встреч и пропускал в среднем 3,57 шайбы за матч. Тем самым он лишь подкрепил прошлые восторженные отзывы.

После Суперсерии-74 популярность Третьяка в Северной Америке лишь возросла. Российский голкипер всего за пару лет превратился из никому не известного юнца в звезду первой величины. Именно его действия в воротах заставили многих изменить отношения к советскому хоккею. Суперсерии не только продемонстрировали, что на мировой хоккейной карте появилась новая сила, но они также сыграли очень важную роль в эпоху холодной войны.

Напряжение в отношениях между странами существовало уже длительное время, но Суперсерия-72 позволила сборным СССР и Канады встретиться и продемонстрировать свое истинное мастерство всему миру. И пусть хоккейные матчи мало что изменили в отношении к СССР в целом, но игра советских хоккеистов, в том числе не в последнюю очередь и Третьяка, изменила к ним отношение хоккейных болельщиков по всему миру.

Какие это были имена: , - они поражали своими талантами и навыками. Не отставал от партнеров и Третьяк. Его выступление так впечатлило, что на драфте 1983 года не пожалел ради Владислава выбор в седьмом раунде. Однако ему так и не было суждено попробовать себя за океаном. Но не стоит думать, что Третьяка запомнят только по Суперсериям. За свою карьеру он сделал достаточно, чтобы считаться одним из величайших вратарей XX века.

Третьяк не только был первым номером непобедимого ЦСКА, но и добился множества успехов на международном уровне в составе сборной СССР.

В список его достижений входят три золота Олимпийских игр, десять побед на чемпионатах мира, золото Кубка Канады-81 и победа в Кубке Вызова в 1979 году. Огромное количество золотых медалей и первых мест. Так что на этом фоне серебро Олимпиады-80 и двух чемпионатов мира и еще одна бронза ЧМ-77 кажутся даже небольшими неудачами.

С каждым годом Третьяк прибавлял. Что в ЦСКА, что в национальной сборной. Он был безоговорочно лучшим вратарем Европы, но так и не получил шанса попробовать свои силы в НХЛ. Его не отпустило советское руководство. В конце концов, после очередного отказа отпустить его в Монреаль Третьяк решил завершить карьеру. Пусть он так и не попал в команду из Северной Америки, но на этом континенте ему присвоен статус легенды.

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

Завершив профессиональную карьеру в середине 80-х, Третьяк, наконец, попал в НХЛ в 90-х, оказавшись в . Хоккейным фанатам так и не посчастливилось увидеть его на льду, но в сезоне-1990/91 он стал тренером вратарей "Блэкхокс", и это сразу же бросилось в глаза. всегда признавался, что Третьяк был его кумиром. И голкипер не скрывает, что работа под присмотром Владислава очень многое ему дала. Хотя учитель даже не мог изъясняться на английском.

В "Чикаго" начался новый этап карьеры Третьяка. Сам Владислав всегда отличался умением выбрать идеальную позицию в воротах. Но и в других аспектах вратарской техники у него не было пробелов. Так что, даже несмотря на языковой барьер, Третьяк смог донести свои мысли до своего подопечного, в результате чего Белфор выдал прекрасный сезон - 43 победы и 2,5 шайбы пропущенных в среднем за матч.

Дальше карьера Эда пошла по возрастающей. И "Орел" никогда не забывал поблагодарить за это Третьяка: "Мы общались через переводчика. Но и без слов я научился понимать, чего он хочет от меня. Он сам выходил на лед вместе с нами. Как-то он вышел на тренировку, и никто не мог забить ему. даже грозил, что выпустит его на следующую игру. Но Владислав отказался и сказал, что пришло время Эдди. И я безмерно за все ему благодарен".

Если кто-то помнит, что выступал в НХЛ под 20-м номером, то он, наверное, знает, что Евгений взял этот номер в честь Третьяка. Так же когда-то поступил и Белфор. И пусть Эд проработал под присмотром Третьяка в "Чикаго" всего год, позиционная игра стала одним из его главных козырей, и его ждала в дальнейшем успешная карьера в других клубах НХЛ. Всего за год Владислав помог своему подопечному сделать большой шаг вперед, а также заложил фундамент для дальнейшего прогресса.

Многие известные хоккеисты, вроде Фила Эспозито, отмечали, что Третьяк играл слишком глубоко в воротах. Но советская вратарская школа учила голкиперов полагаться на скорость передвижения, свои рефлексы и реакцию, а не выкатываться навстречу нападающему. Уникальный стиль игры Третьяка, который сочетал в себе лучшие аспекты разных вратарских техник, позволял ему успешно противостоять соперникам на разных уровнях.

ВРАТАРСКАЯ ШКОЛА

После "Чикаго" Третьяк организовал специальную вратарскую школу, которую посещали голкиперы вроде Гашека или Теодора, Третьяк всегда находил время, чтобы уделить внимание детям, которые мечтают однажды попасть в НХЛ.

Наконец, ему была оказана высокая честь, и в 2006 году Третьяк был назначен главой Федерации хоккея России. Во время его правления выиграла долгожданное золото чемпионата мира, но вот на Олимпиадах удача от команды пока отворачивалась.

ВКЛАД В ИСТОРИЮ

Хоккейная карьера Владислава Третьяка стала предметом многих споров в кругах хоккейных фанатов. Некоторые настаивают, что мир так и не получил возможность увидеть его во всей красе, ведь ему так и не было суждено попасть в НХЛ. И хотя дипломатические разногласия не позволили Владиславу когда-то уехать в Северную Америку, он сделал все возможное, чтобы страны смогли обменяться опытом.

На протяжении всей карьеры его окружали блестящие партнеры. Что в ЦСКА, что в сборной СССР. Но некоторые забывают, что на его долю выпали серьезнейшие испытания в очень молодом возрасте. В разгар холодной войны ему был доверен пост первого номера в одном из главных хоккейных событий XX века - Суперсерии 1972 года. И хотя в сборной СССР выступали прекрасные защитники, но на долю вратаря выпало тяжелейшее испытание.

После 1972 и 1974 годов Третьяк завоевал уважение всего хоккейного мира. В те годы сборные СССР и Канады подарили фанатам зрелище, о котором они и не могли мечтать. Во времена холодной войны политические споры отошли на второй план ради игры в хоккей. И именно тогда Третьяк не только вписал свое имя золотыми буквами в историю этого вида спорта, но и помог навсегда изменить отношение к советским, а потом уже российским игрокам.

Обязательно имеет пару олимпиадных тем, какой стиль лучше. Приводятся цифры статистики, забитые/пропущенные, как играл вратарь и т.п. Как правило, обсуждающие с трудом понимают разницу между игрой в стойке, баттерфляем и комбинированным стилем. В лучшем случае, понимать понимаю, сказать не могу.

История появления

В седые времена вратарям лёжа играть вообще запрещалось. Причина в том, что хоккей с шайбой произошёл от «бэнди», хоккея с мячом. И вообще эта игра имеет английские корни. А джентльменам не пристало ползать по льду на коленках.

Но, потом правила пришлось поменять. Причина банальна. Рост скорости полёта шайбы. Вратарям, кстати, игравшим без шлемов и масок, становилось сложнее оставлять ворота сухими.

Вратари расширили арсенал приёмов ловли и отбивания шайбы. Хотя, в тех же СССР, длительное время считалось некошерным играть на коленках. Только стойка. В Канадах вратари тоже на колени становились редко. Главным отличие «их» школы от вратарской школы СССР была более активная игра клюшкой.

Но, постепенно, вратари всё же стали пользовать колени. Пионером этого дела выступил В. Третьяк (тот самый). Фактически Третьяк зародил некий прототип «баттерфляя». Играла легенда, преимущественно, пользуя коленки.

Но по-настоящему заиграл некто Патрик Руа. Судя по фамилии, парень не играл в ЦСКА. Карьера воротника в главной лиге Земли началась в 1984 году. Во многом, благодаря его усилиям Монреаль Канадиенс стали обладателями Кубка Стэнли.

Сам современный стиль начал складываться уже в 1990-х. Игру на коленках сменила игра на боковых поверхностях щитков (это такие «матрацы», которые у хоккейных вратарей на ногах).

Сейчас, по разным данным, 70-80 % вратарей (в Северной Америке) играют именно в стиле «баттерфляй». В Европе, по историческим причинам, чуть меньше. Хотя уже нет. Есть же КХЛ.

Встань и стой

Именно так переводится «stand-up». Суть стиля простая:

1. Вратарь играет стоя, когда угроза воротам наиболее вероятно, он приседает, т.н. низкая стойка. Есть ещё высокая и средняя. Выбор стойки зависит от высоты вероятности удара по воротам.

2. Вратарь смещается по линии шайбы. В «стэндапе» важным моментом является именно выбор позиции между воротами и бросающим.

3. Активная игра клюшкой приветствуется.

5. Вратарь активен в воротах, он постоянно смещается, закрывая всю вертикаль части ворот за собой.

6. Вратарь активно играет на выходах, сокращая угол обстрела ворот.

Частично к «стендапу» можно отнести комбинированный стиль . Хотя многие его относят ближе к «баттерфляю». Эта та самая игра на коленках. Суть в том, что ситуативно вратарь остаётся в стойке, или наоборот, падает на колено, вытягивая ногу. Большинство современных «стэндапистов» играют именно в комбинированный стиль...

Каждый вратарь отличается своим собственным, неповторимым стилем игры, скопировать который невозможно.

Вместе с этим существует несколько типовых моделей поведения голкиперов, распространённых в отечественном и зарубежном хоккее. Это стенд-ап (игра в стойке), хоккей баттерфляй и гибридный. Комбинируя элементы разных стилей, можно добиться больших успехов и выработать свою собственную манеру игры.

Стили игры вратарей в хоккее

Сегодня голкиперы предпочитают играть в одном из двух стилей – гибридном или баттерфляй. Но учитывая, что в стиле стенд-ап играли все вратари конца прошлого столетия, его невозможно не вспомнить.

  • Игра в стойке (стенд-ап). Сегодня единственным представителем этого стиля остаётся вратарь «Нью-Йорк Айлендерс» Евгений Набоков. Характерные признаки модели стенд-ап – бесконечные перемещения вдоль линии ворот, резкие выпады на шайбу и минимум игры на коленях. Для того, чтобы обеспечить наибольшую скорость перемещения, представители этой техники всё время остаются в высокой стойке, ноги держат на ширине плеч, чуть согнутыми в коленях с опорой на коньки. Плюс такой игры – малые энергозатраты и возможность быстро реагировать на броски. Недостаток – сложно контролировать ситуацию у ворот и реагировать на шайбы, летящие на уровне колен.
  • Гибридный. Самая популярная модель игры у любителей и большей части профессиональных вратарей. Это сочетание элементов игры в высокой и низкой стойке, игры на коленях и действий в стиле баттерфляй. Характерные признаки – перемещение катанием, отражение бросков щитками, стоя на коленях. Большую часть времени ноги находятся на ширине плеч, одна нога голкипера стоит на колене, вторая – на коньке, прижатая к штанге ворот. Ловушка остаётся поднятой над щитком. Плюс гибридной модели – большой выбор вариантов защиты в зависимости от ситуации, высокая скорость перемещения. Недостатки – сложность выбора правильной позиции, необходимость постоянно оценивать ситуацию и менять позицию.
  • Баттерфляй. Самый популярный в начале 2000-х стиль, который и сегодня имеет много поклонников. Характерные признаки – постоянное нахождение в положении стоя на коленях и активно действуя руками, а также постоянные перемещения на коньках и коленях. Существует канадский вариант с гибридной стойкой и финский вариант с низкой стойкой. Преимущества – полное перекрытие низа ворот, защита от добиваний. Недостатки – потребление большого количества энергии и слабая защита верхней части ворот.

Любой стиль игры в хоккей – баттерфляй, гибридный или в стойке имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому надёжность и игровые характеристики вратаря в большей степени зависят от личного профессионализма, от того, насколько правильно выбран стиль и насколько полно учтены индивидуальные особенности голкипера. Навыки игры вратаря необходимо постоянно тренировать, даже на