Как научить ребенка плавать самое основное. Чтобы почувствовать своё тело. Экстремальное обучение или почему нельзя бросать ребенка в воду

открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
рассказы тут
12 конкурсных + 3 вне
авторы вот
Юка
Ящер
Аноним
Арсалана
Некоторые люди
Надин Губер
Божья Коровка
Айрини
Му-Му
Зоя Калашникова
Коза Агата
Инесса Федоровна

Поехали! (и махнул рогОм!)

297

Вероника Соловых

Рассудите права я или нет.
Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
Мне есть чем заняться. Я считаю так.
К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

Извините за целую простыню.. Накипело просто

223

Мир прекрасен

Вчера хожу по узкому тротуару, навстречу девушка идет, с собакой, а собака прыгает на всех прохожих. Я честно боюсь собак, иду с огромным животом, а тут большая собака прыгает на меня. Девушка в наушниках. Даже не услышала мою просьбу держать собаку подальше. Конечно, я ничего не имею против животных, да они милые (только издалека могу наблюдать), но только мне кажется что это неправильно держать животных на длинном поводке во время прогулки, и не обращая внимание, что они прыгают на прохожих? А вас это тоже раздражает?

160

Ekaterina

Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

159

В каком возрасте нужно учить ребенка плавать? Входит ли обучение плаванию в обязанности родителей? Плавание необходимо для физической и духовной гармонии человека, его физического здоровья. Согласно нормам физического развития, научить ребенка плавать – значит реализовать еще одну его возможность, заложенную природой. Из своего собственного опыта знаю, что, научившись плавать в тридцатилетнем возрасте, избавляешься от мучившего тебя многие годы комплекса неполноценности.

Жизнь человека с точки зрения физического воспитания условно разделяется на 4 периода: время узнавания мира (от 0 до 6 лет), время постижения мира (от 6 – 12 лет), время спортивных игр (от 12 до 18 лет), время индивидуальных спортивных достижений (от 18 до 24).

На каждом из этих периодов должны быть достигнуты определенные результаты. К сожалению, иногда у детей нет возможности в свое время чему-то научиться, и в дальнейшей жизни им бывает очень трудно наверстать упущенное.

Первый период (от 0 до 6 лет)

С первых дней жизни грудной младенец приобщается к окружающему миру, делая непроизвольные движения. Постепенно его движения становятся более осмысленными. В игре происходит контакт с игрушками, погремушками, окружающими предметами, животными. В этот период строятся первые отношения малыша с внешним миром. Здоровый ребенок во время бодрствования ни минуты не бывает в покое. Это предусмотрено самой природой. Грудные младенцы и дети постарше нуждаются в свободных естественных движениях. Они сами по себе невольно двигаются и родителям необязательно использовать для их физического развития специальные упражнения.

Второй период (6-12 лет)

Время осознанного активного движения. Навыки и умения, приобретенные ребенком на этом важном этапе, останутся с ним на всю жизнь. Дети должны научиться многому: письму, счету, прыжкам, ходьбе на лыжах, гимнастике, плаванию… Некоторые подростки 10-12 лет чувствуют неловкость и стыд, так как не умеют кататься на лыжах, коньках, велосипеде… Неуклюжая походка, неправильный бег, неумение плавать… приводят к закомплексованности, неуверенности в своих силах, низкой самооценке. Не все родители понимают значимость разностороннего развития ребенка.

Третий период (12-18 лет)

Благодаря естественному стремлению выделиться среди сверстников девушки или юноши достигают высоких успехов в определенных видах спорта (волейболе, футболе, теннисе…), развивают свои физические способности. В этом юном возрасте подростки ощущают необходимость в совместной деятельности (борьбе за честь своей спортивной команды), в чувстве локтя. Подростки, не проявившие себя в спортивных играх и соревнованиях, впоследствии трудно идут на контакт с окружающими людьми.

Четвертый период (18-24)

Данный временной этап совпадает со студенчеством и началом трудовой деятельности. Человек проявляет себя в учебе, работе, спорте. В этот период важно найти свое призвание. Одни достигают высоких спортивных рекордов, другие, имея скромные спортивные достижения, отдают предпочтение науке, искусству, творчеству. Даже невысокие спортивные победы требуют максимального напряжения сил, поэтому для многих они являются гордостью.

Родителям важно вовремя заботиться о физическом развитии своего ребенка, научить его управлять своим дыханием и телом. Одно из полезных увлечений, способное привести к гармоничному развитию тела является плавание.

Методика М. Тартаковского

Известный тренер по плаванию М. Тартаковский считает, что плавание – лучшая гимнастика легких. По его мнению, дыхательные мышцы пловца работают намного активнее, чем при на суше (дыхание затруднено давлением и сопротивлением воды).

Не секрет, что плавание немыслимо без активных движений и активной работы дыхательных мышц, что немаловажно для полноценной жизни детей и взрослых. Методика М. Тартаковского позволяет научиться плавать в бассейне или водоеме самостоятельно.

Это нужно знать:

  • Пловец, не совершающий в воде никаких движений, дышит гораздо глубже, чем на суше. Установлено, что при пятиминутном стоянии в воде при температуре 24 градуса глубина дыхания увеличивается вдвое.
  • Одну и ту же температуру воды и воздуха человек чувствует по-разному. В воде при температуре 20 градусов он теряет в 3-4 раза больше тепла, чем при такой же температуре на воздухе.
  • Согласно закону Архимеда, вес тела примерно равняется весу вытесненной им воды, поэтому человек не может лечь на дно бассейна или водоема. Люди, не умеющие плавать, ошибочно считают, что глубина воды «затягивает вниз».
  • Плавание — физическое упражнение, способствующее росту тела подростков (во время плавания позвоночник человека (в условиях частичной невесомости) разгружается от обычных гравитационных нагрузок).


Уроки плавания по методике М. Тартаковского учат тому, как быстро научиться плавать детям и взрослому человеку.

Основные упражнения для обучения плаванию

Упражнение «лечь на дно»

Оно направлено на умение держаться на воде. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и лягте на воду грудью с открытым глазами. Лечь на дно не удается, так как вода выталкивает и поддерживает вас у поверхности. Вы видите дно, но коснуться его руками возможно только при энергичных гребках вглубь. Поднимите над водой руку или ногу (потом обе руки и обе ноги) и вы сразу почувствуете погружение в воду. Научиться держаться на воде – значит правильно использовать плавучесть тела. Тело должно находиться в строго горизонтальном положении, нос и рот — над поверхностью воды.

Упражнение «лежание на спине»

Зайдите в водоем по пояс, опустите руки и присядьте в воду по плечи. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, осторожно лягте на спину (ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль бедер). Полежите в воде несколько секунд без движений, несмотря на то, что вода покроет все тело и лицо. Постепенно ноги станут опускаться, и, подогнув их, вы снова встанете на дно.

Упражнение «взмахи ладонями».

Повторите второе упражнение «лежание на спине» (ноги выпрямлены, руки расположены ладонями вниз), но для сохранения горизонтального положения делайте ладонями движения «вниз-вверх». При этом не выдыхайте весь воздух (он придает дополнительную плавучесть), попробуйте неглубоко подышать, лежа на спине. «Взмахи ладонями вниз–вверх» помогают научиться лежать в воде как можно дольше и дышать неглубоко, но равномерно, поддерживая над водой одно лицо. Успех может прийти через 15 минут усердных занятий над этим упражнением. Запомните: в воде нужно сохранять плоское положение тела. Нельзя сидеть или сгибаться в тазобедренном суставе. Самое главное правило в плавании – научиться расслабляться в воде и не напрягаться зря.

Упражнение «движения прямыми ногами»

Повторите предыдущее упражнение, только плыть важно головой к берегу: лягте на спину, поддерживая себя на плаву «взмахами ладоней» (ноги выпрямлены, носки вытянуты и повернуты друг к другу (вовнутрь)). Попеременно двигайте прямыми ногами вверх-вниз. Постарайтесь делать мягкие движения ногами. Для закрепления повторите это упражнение несколько раз.

Запомните: Нельзя плыть от берега, так как вы еще не научились плавать.

Эти четыре упражнения выполняйте со строгой последовательностью и на других занятиях, чтобы приобрести элементарные навыки: держаться на воде, правильно дышать ртом и передвигаться за счет прямых ног. К очередным упражнениям нужно приступать после усвоения предыдущих.

Упражнение «лодочка»

Сложив кисти рук «лодочкой» (одна на другую), выпрямите руки над головой, наклоните голову слегка подбородком к груди и лягте на спину так, чтобы загиб кистей походил на нос корабля. Двигая прямыми ногами вверх-вниз, плывите к берегу. Поначалу задерживайте дыхание, так как ваши руки и лицо окажутся в воде. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не научитесь сохранять положение головы, позволяющее свободно дышать.

Упражнение «гребля руками»

Зайдя по пояс в воду, поднимите руки над головой, слегка развернув ладони кнаружи. Вращайте поочередно прямой рукой назад так, чтобы загрести воду ладонью. Стоя в воде и вращая руками, представьте, что вы лежите на спине.

Упражнение «кроль на спине»

Плывите к берегу, повторяя полностью упражнение «лодочка» (выпрямив руки за головой, равномерно передвигайте прямыми ногами). Важно, чтобы лицо находилось над водой. Это позволит дышать ртом. Теперь поочередно гребите прямой рукой назад, как делали в предыдущем упражнении.

Упражнение «переход на спину» (выполняется на неглубоком месте)

Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, лягте грудью на воду, как это вы делали в первом упражнении («лечь на дно»). Стараясь дотронуться до дна, раскиньте руки в стороны, протяните вперед, побарахтайтесь в воде ногами. Выполнив все эти движения, вы убедитесь в том, что вода толкает вас к поверхности. Не касаясь ногами дна, перевернитесь на спину (так, чтобы рот оказался над поверхностью воды) и плывите к берегу кролем.

Повторите несколько раз переход от положения грудью в воде в плавание на спине. Упражнение «переход на спину» — серьезный экзамен начинающего пловца на освоение азами плавания.


Жить можно, не умея плавать, не умея кататься на велосипеде, коньках, скейте, лыжах, роликах… Однако со временем из-за отсутствия определенных умений человек начинает ощущать душевный дискомфорт, стыд, сожаление… Многие навыки, приобретенные в детстве, влияют в будущем на качество жизни, здоровье, привлекательность и безопасность человека. Человеку свойственно стремиться к совершенству, ставить задачи и работать над собой.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, правы ли родители, считающие бессмысленным обучение ребенка плаванию?

Всем известно, что жизнь зародилась в воде. Неслучайно практически все любят проводить время на водоемах или в бассейне. неоспорима. В процессе плавания работают все группы мышц, укрепляется сердечно-сосудистая система, улучшается работа легких. После водных процедур получается прекрасно расслабиться. Заниматься плаванием стало возможным на протяжении всего года. Летом для этого существуют отличные водоемы, а зимой свои услуги предлагают многочисленные бассейны.

Учимся плавать с первых дней

Научить малыша плавать с первых же дней его жизни достаточно просто. Ведь дети имеют врождённый рефлекс плавания. Все 9 месяцев внутриутробного развития плод находится в водной среде. Неслучайно многие родители решаются и роды осуществлять в ванной.

Первые уроки с новорожденным можно проводить в домашних условиях. До двух месяцев младенец вообще чувствует себя в воде прекрасно и практически не нуждается в помощи родителей. А вот если пропустить это время, придется начинать обучение с нуля. Новорожденный ребенок умеет самостоятельно под водой задерживать дыхание и совершать особые плавательные движения. Многие взрослые интересуются, как дети плавают под водой. Ничего удивительного в этом нет. Природа позаботилась о том, чтобы новорожденный чувствовал себя безопасно в водной среде.

Уроки плавания с малышом до года

Начинать обучение следует лишь тогда, когда у новорожденного полностью заживает пупочная рана. Первый урок плавания необходимо проводить в домашней обстановке. Ванной комнаты вполне будет достаточно для маленького человека. Обучение желательно проводить под присмотром специалиста.

Урок начинается с того, что младенец принимает ванную с одним из родителей. Температура воды при этом не должна быть ниже 37 градусов по Цельсию. Температура воды может понижаться на несколько градусов с каждым последующим занятием. За год обучения следует дойти к отметке в 28 градусов по Цельсию.

Очень важным во время проведения обучения является самочувствие родителей. Страхи и плохое настроение могут передаться новорожденному. Следует знать также, как правильно держать младенца во время плавания. Если малыш лежит на спинке, его следует придерживать за затылок и попку. В положении на животе нужно поддерживать ребенка за подбородок.

Наблюдать за тем, как дети маленькие плавают, всегда приятно. А осознание того, что подобные упражнения приносят еще и огромную пользу, рождает еще больше положительных эмоций. Плавание дает возможность быстрее окрепнуть маленькому организму. Малыши значительно быстрее учатся сидеть, самостоятельно стоять на ножках и ходить.

Плавание с первых дней - здоровый и спокойный ребенок

Нет такого врача, который бы отрицал пользу плавания для новорожденных. Начиная занятия с раннего возраста, родители решают сразу несколько задач. Очень важным аргументом является безопасность. Ребенок, с которым мы учимся плавать с первых же дней его жизни, никогда не будет бояться воды. А значит, вероятность того, что он захлебнется на водоеме или вообще будет бояться заходить в воду, практически отсутствует.

Секретом не является также тот факт, что будущее здоровье человека зависит от того, насколько правильно ухаживали за ним в первые годы его жизни. Плавание является прекрасным тренажёром. Уроки позволяют заложить действительно прочный и надежный фундамент будущего здоровья. Поэтому так важно начинать первые уроки плавания с раннего возраста.

Еще одной положительной стороной плавания является закаливание. Дети постепенно привыкают к пониженной температуре воды и прекрасно переносят перепады температуры. Такие малыши значительно лучше чувствуют себя в зимние холода и практически не болеют.

Минусы грудничкового плавания

Несмотря на огромную пользу плавания с новорожденным, родители должны знать также и о второй стороне медали. В некоторых случаях плавание может негативным образом сказаться на здоровье младенца. Основная причина заключается в том, что новорожденный еще не умеет выражать свои эмоции. Он не может сообщить о том, что процедура ему совсем не нравится. Кроме того, во время плавания в уши или носик младенцу может попасть вода. А это чревато отитом и другими воспалительными процессами.

Перед тем как научить ребенка плавать, стоит обязательно проконсультироваться с участковым педиатром. Не рекомендуется проводить занятия с новорожденными, которые имеют родовые травмы, а также невысокий балл по

Следует изначально решить, где научить ребенка плавать. Ведь во время ныряний малыш может проглотить немного воды. Бассейн с хлорированной водой точно неподходящий вариант. После таких уроков у младенца может случиться расстройство желудка, или будут мучить колики. В идеале для купания нужно использовать кипяченую или отфильтрованную воду.

старше года

Со взрослым малышом занятия плаванием будут доставлять огромное удовольствие. Процедура обязательно понравится ребенку. Сегодня в больших городах функционирует немало бассейнов, в которых набираются группы для различных возрастных категорий. Малыши весело плескаются в воде со своими ровесниками. Но родителям следует знать, Ведь глубина здесь значительно больше, нежели в домашней ванной.

За безопасность и самочувствие ребенка всегда отвечают родители. Поэтому во время проведения уроков нельзя отходить от ребенка ни на шаг. Несмотря на то что уроки плавания чаще всего проводятся в «лягушатнике» (бассейн с мелкой глубиной), малыш может поскользнуться или потерять равновесие. Поэтому перед тем как научить ребенка плавать, желательно обзавестись средствами безопасности. Это могут быть изделия из пенопласта или надувные круги. Зачастую специальные приспособления сдаются в бассейнах напрокат.

Как быть если ребенок боится воды?

Некоторые дети даже обычные гигиенические процедуры в ванной комнате переносят очень плохо. В этом случае процесс купания превращается в настоящие испытание не только для ребенка, но и для родителей. Стоит только представить, как будет вести себя ребенок перед большим объемом воды. Со страхом обязательно нужно бороться!

Боязнь воды - это не каприз или непослушание. Малыш на подсознательном уровне переживает за свою безопасность и жизнь. Поэтому ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, ругать его или ставить ему в пример ровесников. Выполнив несколько несложных действий, родители помогут малышу без проблем преодолеть страх.

Преодолеваем страх и отправляемся в бассейн!

Не стоит пугать ребенка большим объемом воды. Изначально маленького тазика будет вполне достаточно. Нужно превратить процесс купания в увлекательную игру, которая будет прекращаться по первому же требованию маленького человека.

Психологи утверждают, что боязнь воды в большой мере заключается в нежелании захлебнуться. Необходимо научить ребенка правильно задерживать дыхание. Сделать это легко можно с помощью брызг. Таким способом можно весело провести время с ребенком в ванной, постепенно приучая его к воде. Купание в ванной можно заменить также и душем. А на уроки плавания для начинающих следует отправляться лишь тогда, когда ребенок будет нормально воспринимать большой объем воды.

Плавание в открытом водоеме

Плавание на открытом воздухе несколько отличается от проведения занятий в бассейне. Несмотря на то что чистый воздух и солнечные лучи способствуют укреплению детского здоровья, плавание под открытым небом может оказаться небезопасным. В первую очередь потому, что мы не можем знать наверняка, является ли вода пригодной для водных процедур. Кроме того, многие недобросовестные посетители оставляют на пляжах множество мусора, часть от которого оказывается в воде.

Тем, кто решился все же провести первые уроки плавания с ребенком на водоеме, следует отдавать предпочтение проверенным местам. В идеале это должен быть платный пляж, который регулярно очищается и проверяется санитарными службами. Это место, где научить ребенка плавать удастся с наименьшим ущербом для здоровья.

Тем у кого есть дача за городом, прекрасной альтернативой может стать уличный бассейн. И совсем необязательно строить дорогостоящую конструкцию. В продаже имеются каркасные бассейны, которые достаточно просто ставятся и разбираются. Такой вариант стоит недорого и сможет прекрасно прослужить несколько лет.

Готовим ребенка к летнему отдыху

Те родители, которые своевременно не позаботились об обучении своих чад азам плавания, стремятся это сделать непосредственно перед отпуском. Но научить малыша основным приемам невозможно за несколько дней. Начинать занятия необходимо как минимум за месяц до отпуска.

Очень важно не торопить ребенка. Ведь каждый человек имеет собственный темп обучения. Существуют дети с особой конструкцией тела. Им достаточно сложно удерживаться на плаву. Таким малышам потребуется больше занятий для того, чтобы научиться действительно хорошо плавать.

Перед отпуском малышу необходимо приобрести качественный плавательный костюм, а также средства Отличным вариантом станут нарукавники. Они не будут мешать ребенку и позволят ему чувствовать себя в водоеме более уверенно.

Обучаемся плаванию на спине

Наиболее простым считается вольный стиль плавания. Именно такому способу дети обучаются в первую очередь. С каждым занятием хороший инструктор совершенствует умения ребенка. Уже на третьем — четвёртом уроке родители задаются вопросом о том, как научить ребенка плавать на спине.

Обучиться плаванию на спине просто необходимо! В первую очередь потому, что плыть таким способом значительно легче. Человек может находиться в воде продолжительное время, а лежа на спине можно без проблем восстановить силы. Кроме того, такое положения тела в воде позволяет лучше дышать. Малыши, которые умеют плавать на спине, имеют лучшую координацию движений. Это, в свою очередь, способствует улучшению работы мозга и умственному развитию.

Имеет плавание на спине также и психологический аспект. Проблема в том, что многие детки не могут преодолеть страх перед большим количеством воды. Тем, кому удается поплыть на спине, о страхе получается забыть навсегда. Кроме того, дети, которые освоили такой вид плавания, используют его практически постоянно.

Безопасное плавание - залог успешного развития!

О пользе плавания можно рассуждать часами. Обучать детей этому занятию можно и нужно с раннего возраста. Перед тем как научить ребенка плавать, стоит лишь учесть особенности маленького организма. Если родители все сделают правильно, они помогут малышу преодолеть страхи и прекрасно укрепить здоровье.

Плавание обязательно станет одним из любимых занятий ребенка. Тем более что водные процедуры можно проводить в любое время и при любой погоде. Стоит лишь приобрести абонемент в бассейн.

Интервью проведено Инной Саблинской
Я совсем недавно рассказывала Вам, о том что мы начали ходить в бассейн с малышом. Но чем дольше мы его посещали, тем больше у меня возникало вопросов. Вот и решила я все эти вопросы задать специалисту. Адресовала я свои вопросы врачу и лектору Елене Березовской. И она, к счастью, согласилась ответить на мои вопросы, на тему: "Плавание для детей". Если Вы посещаете бассейн с малышом, или еще собираетесь, то вы непременно должны прочитать это интервью, ведь специалист дает ценные советы специально для Вас.

С какого возраста можно начинать заниматься плаваньем?
Заниматься плаваньем можно с первых недель жизни, фактически сразу после заживления пупочной ранки, если малыш здоровый и не требует специального ухода, или не находится в госпитальных условиях. Моя дочь начала плавать с трех недель.
Дело в том, что у новорожденных вплоть до шести месяцев имеется плавательный рефлекс : если их положить в воду, они задерживают автоматически дыхание и начинают двигать ручками и ножками. Конечно, я не рекомендую проверять этот рефлекс в домашних условиях без присмотра инструктора.
Когда-то в советские времена при каждой детской поликлинике были кабинеты с ваннами и бассейнами, где деток обучали плавать с первых недель после рождения. Первые занятия проводил инструктор - медсестра или врач, обученные проведению таких занятий. Большая ванна наполнялась теплой водой, инструктор учил как правильно погружать ребенка в воду, как поддерживать головку, как обучать командам и т.д. Обычно занятия проводились 2-3 раза в неделю, а в остальные дни мы занимались плаваньем в домашних условиях.
Приблизительно в 3-4 месяца начинаются занятия в бассейне, обычно с группой других родителей. К этому времени ребенок отлично держится на воде и по команде ныряет. Занятия в бассейне - это уже общение (интеракция) с другими детьми и более самостоятельные движения, конечно же, не без поддержки мамы или папы, которые всегда находятся рядом в воде.

Интересный случай произошел, когда моей дочери было где-то 3-4 года. Она случайно упала в глубокий, почти двухметровый родник-колодезь с холодной водой. Муж вовремя ухватил ее за конец платья и вытащил из воды. Каково же было наше удивление, что девочка не только не поперхнулась и не закашлялась, а даже не испугалась того, что оказалась под водой. Все ее недовольство было по поводу мокрого платья, которое перестало быть нарядным.
С сыном заниматься плаваньем сразу после его рождения не удалось - в стране была настоящая разруха, бассейны закрылись, а в доме не было ни воды, ни электричества. Но как только появилась возможность ходить на реку или озеро, мы учили ребенка плавать. Настоящее обучение в бассейне началось в 6 лет, и первым серьезным инструктором плаванья стала моя дочь, которой к тому времени шел восьмой год. Она учила брата как правильно погружаться в воду, как нырять, и задерживать дыхание, и вскоре дети игрались в воде непринужденно и без боязни.
Наблюдая за собственными детьми, я была удивлена, что отдыхали они чаще не на поверхности воды, а погружаясь на дно бассейна. То есть, под водой они чувствовали себя намного безопаснее, когда им нужен был отдых. Любимой игрой у детей была игра в акулу - они имитировали акулу, прикладывая руку к голове (словно плавник) и плавали по бассейну, фактически полностью упрятаны под водой, за исключением «плавника». Ни один взрослый не был в состоянии продержаться так долго под водой.
Чуть позже я отдала детей на плаванье при культурно-спортивном центре, но для того, чтобы они научились другим, спортивным, стилям плаванья. В течение нескольких лет дети дошли до самого высокого уровня классов и могли уже быть инструкторами по плаванью, хотя по возрасту они все еще были подростками. Я никогда не ставила целью сделать из детей чемпионов - все спортивные занятия они выбирали по собственному желанию и, если им не нравились какие-то занятия, они не ходили по принуждению. Всегда нужно думать о пользе для здоровья, в том числе и психического, а не только телесного. Ведь, если заставлять ребенка заниматься спортивными занятиями насильно, то у него может возникнуть пожизненная неприязнь к физкультуре и занятиям спортом.

Какой должна быть вода в домашних условиях?
Во-первых, начните с хорошей чистки ванны . Ванна должна быть чистой, но старайтесь пользоваться натуральными жидкостями для чистки или обыкновенной пищевой содой. Во-вторых, в ванной комнате не должно быть сквозняков, поэтому дверь держите закрытой, когда там находится ребенок. В-третьих, желательно, чтобы у вас был помощник, потому что, если понадобится полотенце или еще что-то, вам не придется поворачиваться к ребенку спиной и оставлять его в воде одного. Но если у вас нет помощников, приготовьте все заранее - полотенце должно быть в таком месте, чтобы вы могли легко протянуть одну руку и взять его быстро.

Теперь о воде . Она должна быть не горячей, и не холодной. Хотя предлагают пользоваться градусниками, я нередко определяла температуру воды (ее комфортную зону) по старому обычаю - погружением локтя в воду. Локтевой нерв находится в области локтя на поверхности (поэтому при ударе локтем мы испытывает почти адскую боль). Это значит, что чувствительность этой части тела к температурному фактору очень высокая. Если вы испытываете комфорт при погружении руки (локтевой части) в воду, значит это комфортная температура для плаванья. Учтите, что вы не купаете ребенка, а учите его плавать, а это не одно и тоже. Чуть позже можно температуру воды медленно понижать, но не слишком сильно.
Так как я не доверяла чистоте воды наших водопроводов, я добавляла в воду раствор марганцовки (вода была настолько ржавой и грязной, что погружать ребенка в нее без перестраховки как-то не хотелось). Сейчас такой надобности нет .

Чем не пользоваться в домашних условиях? Ни в коем случаи не мылами и не мыльными пенками. Ребенок будет плавать, а не купаться! Я не советую пользоваться химическими препаратами и растворами. Лучше обрести фильтр, чем дезинфицировать воду химическими веществами.

Перед плаванием необходимо разогреть мышцы ребенка , поэтому проводится небольшой массаж тела, которому обычно обучает инструктор плавания. Движения рук должны быть аккуратными, чтобы не вызвать у ребенка неприятных ощущений. После 5-7 минут "разминки" начинают занятия в ванне.

Когда можно начинать посещать школьный бассейн (с хлоркой)?
О хлорке создано столько слухов! Она вполне безопасна, хотя у некоторых людей может вызывать сухость и раздражение кожи. Поэтому существуют определенные правила при посещении бассейна.
Во-первых, необходимо принять быстрый теплый душ перед входом в бассейн. Вода смывает грязь и пот, увлажняет кожу. Использовать мыло не обязательно (я не рекомендую хотя бы потому, что кожа покрыта жировой защитной смазкой, поэтому удалять ее мылом перед вхождением в хлорированную воду все же не рационально). После бассейна всегда необходимо принять душ с использованием нейтральных мыл и шампуней (детских), потом хорошо вытереть кожу, высушить волосы, и одеть чистое белье. При необходимости можно пользоваться вазелином и другими кремами для предотвращения сухости кожи. Желательно иметь несколько полотенец для бассейна и всегда пользоваться чистым. После занятий в бассейне всегда необходимо побыть в помещении от 20 до 30 минут - «остыть», а не выходить на улицу, даже в летнее время. Это время можно использовать на чтение книг, например.
В бассейне невозможно заразиться инфекцией , так как хлорирование воды предотвращает рост многих микроорганизмов и грибков, но вполне безопасно для организма человека. Конечно, ребенка необходимо учить не глотать воду. Важно учить правилам гигиены - никогда не пользоваться чужими полотенцем и бельем, не садиться обнаженными наружными половыми органами на лавочки и стульчики, особенно влажные, не пользоваться в душе чужими мочалками. Также, при погружении в воду у детей и взрослых нередко возникает позыв на мочеиспускание. Научите ребенка не мочиться в воду (даже тайно от родителей) - лучше перед этим поведите ребенка в туалет. Очень многим навыкам детей можно научить в раннем возрасте.
А занятия в бассейне можно начать в любом возрасте - было бы желание у родителей и детей. Я хожу в спортивный комплекс по соседству с домом и всегда вижу детей от 2 до 16 лет, плавающих в бассейне. Конечно, занятия есть разные - как с инструкторами, так и без них. Есть семейные дни, когда все члены семьи могут плавать вместе.

Можно ли совмещать плаванье с другими видами спорта?
Можно совмещать любые занятия спортом, но всегда важно помнить, что в сумме эти занятия не должны быть изнурительными, когда ребенок переутомляется. Важно также, чтобы самому ребенку нравились занятия спортом. Не каждый мальчик может стать хоккеистом, а не каждая девочка - гимнасткой.

Нигде не учат родителей важным элементам физической подготовки ребенка. Все виды физической активности можно разделить на динамические, статические и смешанные. Динамические виды спортивных занятий подразумевают быструю интенсивную потерю энергии - движение, динамику. Обычно в такие занятия вовлечена скорость, большое количество движений: бег, прыжки, футбол, баскетбол, гимнастика и др.Статические виды спорта связаны с нагрузками на мышцы в медленном темпе - здесь энергии теряется меньше, однако нарастает мышечная масса: бодибилдинг, поднятие штанг. Сюда относят йогу, ряд восточных видов спорта. Карате может быть как динамичным, так и статичным. Игра в шахматы, например, тоже считается определенным видом спорта, но в данном случае это разминка для мозга.
Плаванье обладает уникальной способностью быть как динамичным, так и статичным видом спорта , потому что плавать можно на скорость, а можно заниматься синхронным плаваньем, которое также требует элементы танцев и гимнастики. Беременным женщинам рекомендуются занятия плаваньем, потому что в воде и на воде женщины могут учиться расслабляться, что важно для родов, правильно дышать и задерживать дыхание, делать упражнения, без большой нагрузки за живот и позвоночник. Дети тоже могут заниматься разными видами плаванья. И особенно полезно плаванье тем, кто страдает какими-то заболеваниями скелетно-мышечной системы, после травм и переломов костей.
Если ребенок переутомляется, занятия спортом желательно ограничить. Ведь прогулки в парке или лесу ничем не хуже занятий спортом. Мы с детьми по выходным могли пройти от 10 до 20 км в день по лесным тропинкам, и это было настоящим семейным праздником, когда дети и родители могли провести вместе несколько часов. Поэтому я всегда советую родителям следующее: если у вашего ребенка нет возможности ходить в спортзал, гуляйте с ним хотя бы 30 минут каждые вечер после ужина или перед сном. Это принесет пользу и ребенку, и вам.

Через сколько дней после болезни можно возобновлять плаванье для детей?
Все зависит от вида болезни и степени ее влияния на ребенка, или другими словами, насколько болезнь была изнурительной. Обычно сами дети являются прекрасными индикаторами улучшения их состояния - как только ребенок идет на поправку, он начинает больше двигаться. Конечно, родители должны быть на страже здоровья.

Меня шокировал случай смерти одного канадского 13-летнего мальчика от свиного гриппа в октябре 2009 года. От свиного гриппа умерло людей намного меньше, чем от сезонного гриппа. Проблема не в модном диагнозе, а в том, что родители, зная, что у ребенка грипп, вынудили его участвовать в престижных соревнованиях по хоккею, которые проходили весь день. Конечно, смерть мальчика была шокирующей, потому что она была быстрой, и родители, и пресса старались обвинить медицину, потому что врач поставил обычный грипп, а не свиной. Но мало кто из пишущих в газетах и кричащих по телевизору упоминали другие факты этой истории: родители знали, что у мальчика простуда, что у него была повышенная температура тела и общая слабость, тем не менее, "напичкав" обезболивающими и жаропонижающими лекарствами, вынудили ребенка участвовать в трех играх турнира по хоккею. Когда мальчик вернулся домой, он не только был больным, но и полностью истощенным энергетически - исход был ужасным. Смерть наступила в течение нескольких часов. Я привела этот пример потому, что часто сами родители недооценивают серьезность ситуации, а дети нередко боятся перечить своим родителям, чтобы не слышать упреки и унижения.

Старайтесь общаться с ребенком и спрашивать его о самочувствии. Здоровый ребенок радуется окружающему миру. Больной ребенок подавлен, слаб. Учителя физкультуры, тренеры, инструкторы должны быть предупреждены о перенесенной ребенком болезни, поэтому нагрузки должны быть меньшими с медленным увеличением продолжительности занятий и величины нагрузок. Иногда этот период восстановления длится несколько недель и даже месяцев.

Это все вопросы на сегодня. Я получила очень обширные и вразумительные ответы на свои вопросы. Надеюсь, что Вы тоже получили массу полезной информации.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.